Профсоюзный активист Александр Молочко уже более 2-х лет борется за справедливость на 1-м руднике «Беларуськалия».
Александр Молочко, активист Независимого профсоюза горняков (НПГ), член «Объединенной гражданской партии» до недавнего времени работал инженером в 7-й бригаде энергослужбы 1-го рудника «Беларуськалия».
Однако недавно специальная комиссия, созванной директором 1-го рудника Александром Горбачевым, приняла решение о расформировании бригады.
Чем мотивировано было такое решение и почему за ним стоит желание директора свести счеты с профсоюзным активистом, Александр Молочко рассказал в письме charter97.org.
«12 ноября 2015 года ко мне в рабочее помещение вошел директор 1-го рудника Александр Стефанович Горбачев. После того, как я представился, он спросил: «Тот самый?».
После этого все и началось.
Директор обвинил меня и моих коллег в том, что мы ничем не занимаемся, называя меня при этом «писарем», не пожелал ознакомиться с журналом сменных заданий, вызвал в срочном порядке и. о. начальника фабрики и главного энергетика фабрики. После прихода фабричного начальства Горбачев распорядился, чтобы все сотрудники энергослужбы написали объяснительные и были направлены на внеочередную пересдачу. На все мои вопросы по поводу того, какие нарушения правил трудового распорядка мне вменяются, директор не ответил», - пишет активист.
Не понимая сути претензий, Александр Молочко предпочел обратиться с заявлением на имя директора 1-го рудника.
«Прошу предоставить мне письменные ответы на вопросы следующего содержания:
1) На каком основании члены бригада №7 вынуждены были писать объяснительные?
2) Каким должностным лицом в отношении меня была составлена докладная записка?
3) Какое нарушение внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины мне вменяется?», - написал активист в заявлении.
На следующий день он был вызван в кабинет главного энергетика фабрики, где в его присутствии и была составлена докладная записка. Составлялась она от имени главного энергетика фабрики в адрес директора 1-го рудника.
Затем директор 1 рудника была сформировал комиссию, которая в течение двух недель занималась поиском оснований для сокращения численности бригады либо ее расформирования. 4 декабря 2015 года соответствующий приказ появился.
Со 2 февраля 2016 года подразделение будет расформировано, а людей разбросают по другим участкам. «Расформирование данного подразделение значительно отразиться на работе всей фабрики и производственных показателях, однако это не волнует Горбачева. Причиной расформирования стало сведение со мной личных счетов. Я думаю, что на этом история не закончится», - считает профсоюзный активист.
В чем причины этого противостояния? Александр Молочко уверен: в его профсоюзной и правозащитной деятельности за последние 2 года.
Летом 2014 года Александр Молочко обратился за помощью в Белорусский Хельсинский Комитет (БХК), указав, что руководство 1-го рудника «Беларуськалия» создало прецедент лишения на неопределенный срок любого работника за любого рода правонарушение возможности карьерного роста, что в свою является не только нарушением трудового законодательства, но и Конституции Беларуси.
БХК в связи с этим заявлением обратился в прокуратуру Минской области. Та спустила обращение для рассмотрения в прокуратуру Солигорского района. Оттуда был получен официальный ответ: «Каких-либо нарушений действующего законодательства... не усматривается».
В октябре 2014 года в Интернете, в том числе и на независимых интернет-ресурсах Солигорска, появилась серия репортажей о том, как осуществляются «модернизационные» проекты и необоснованные закупки оборудования и техники для 1-го рудника. Автором данных репортажей являлся Александр Молочко. Появлением репортажей оказался недоволен Горбачев. Именно в тот момент на одной из планерок он поинтересовался у председателей профсоюзов: в каком профсоюзе состоит этот «писарь»? Узнав, что Молочко является членом НПГ, Александр Горбачев заявил, что будет обращаться в суд. Однако после назначения новым Генеральным директором ОАО «Беларуськалий» Ивана Головатого судиться со своим подчиненным почему-то передумал.
Молочко объясняет временное «отступление» директора рудника боязнью скандалов из-за «коррупционных дел, которые постоянно сотрясают 1-е Рудуправление».
«Работы по «модернизации», которые осуществляются на территории 1-го рудника, сопровождаются воровством и хищениями в особо крупных размерах. И это в то время, когда директор 1-го рудника единолично проводит обыски в личных сейфах работников фабрики в поисках чайных кружек и печенья. Совсем недавно прокуратурой Солигорского района было возбуждено уголовное дело за хищение в общей сложности около 400 миллионов рублей», - пишет активист.
9 сентября 2015 года, перед «президентскими выборами» на 1-м руднике ОАО «Беларуськалий» состоялась встреча руководства предприятия с инженерно-техническим персоналом. Обычных рабочих туда не позвали, зато присутствовали генеральный директор Иван Головатый, его заместитель по идеологической работе и кадрам Анатолий Махлай и сам директор первого рудника Александр Горбачев.
Данную встречу Александр Горбачев завершил следующим выступлением:
«Что я от вас потребую, как руководитель, и постараюсь максимально это проконтролировать, это явка в день «выборов» на избирательные участки. Все руководители будут обязаны в день выборов доложить своим высшим руководителям о своих людях, которые не пришли на избирательные участки. Для этого совсем немного надо с учетом наличия мобильной связи. А еще лучше не доводите дело до последнего дня, когда кто-то не уверен, что это у него получится в день «выборов».
По факту данного нарушения правозащитниками были направлены соответствующие материалы в соответствующие органы. При этом Прокуратура Минской области не стала разбираться в ситуации и перенаправила жалобу в Прокуратуру Солигорского района, которая опросила Горбачева и, выборочно, - участников собрания 9 сентября 2015 года.
«В своем объяснении Горбачев А.С. указал, что целью выступления было не принуждение сотрудников к участию в «выборах», а обеспечение возможности участия всех рабочих в них с учетом непрерывного режима работы предприятия», - написал в ответе прокурор Солигорского района Олег Авдей и отказал в возбуждении какого-либо дела.
«Вместе с тем, в целях предотвращения возможного нарушения конституционных прав и свобод трудящихся ОАО «Беларуськалий» с директором Горбачевым А.С. была проведена профилактическая беседа, в ходе которой были разъяснены положения статьи 65 Конституции Республики Беларусь и статьи 5 Избирательного кодекса, а также правовые последствия их невыполнения», - сообщалось в ответе.
Администрация 1-го рудника до сих пор пытается найти автора данного видео.
В последующем выяснилось, что директор 1-го рудника Александр Горбачев возглавляет избирательную комиссию на участке №24 в Солигорске, на котором независимым наблюдателем был отец Александра, Виктор Молочко, председатель Минского областного отделения ОГП. По окончании основного дня голосования выяснилось, что на Солигорском избирательном участке №24 явку в основной день завысили на 400 избирателей.
Вот как это прокомментировал на тот момент времени сам Виктор Молочко:
«С цифрами я работать умею хорошо еще со времен своей службы подполковником милиции в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Цифры по явке на досрочное голосование у меня совпали с официальными. А вот в основной день голосования у меня получилось 808 человек, а комиссия официально издала 1190. Я весь день находился на участке и считал каждого избирателя. Интересно, что избирателей из всех наблюдателей считала еще одна девушка. Хотя, насколько я понял, ее направляли власти просто покачать головой. Когда же в конце оказалось, что ее цифры отличаются от официальных почти на четыре сотни, то она перепугалась, сказала, что ничего не хочет и больше в этом участвовать не будет, да, не дождавшись вывешивания протокола, сбежала».
Виктор Молочко вынужден был обратиться в прокуратуру Cолигорского района. Прокурор Солигорского района Олег Авдей посчитал фальсификацию явки на Солигорском избирательном участке №24 сферой компетенции избирательной комиссии и принимать меры по этому поводу отказался.
«Все вышеизложенное собственно и явилось причинами расправы со мной. Насколько мне известно, сразу после инцидента, произошедшего между мной и Горбачевым у него в служебном кабинете произошла встреча с руководством НПГ. Меня обсуждали в общей сложности, около сорока минут. На встрече он заявил о том, что не боится каких-либо обращений в какие-либо государственные структуры РБ, поскольку Молочко уже неоднократно обращался в органы, преимущественно прокуратуру Солигорского района, а прокурор Солигорского района всегда занимал его сторону – сторону Горбачева.
Чем все закончится – трудно сказать. Могу сказать только одно. На сегодняшний день территория 1-го рудника – территория никем и ничем не ограниченной власти директора. Дошло до полнейшего маразма: председатель «Белхимпрофсоюза» 1-го рудника стал открыто угрожать инженерно-техническим работникам, вышедшим из провластного профсоюза, тем, что они будут сняты с должности. Система управления быстрыми темпами приближается к системе управления 30-х годов. Дело до «расстрелов» пока не доходит, но все впереди. Уже в этом году на одном из собраний директор рудника сказал: «Будь у меня автомат, я бы вас всех расстрелял!»
Напоследок хотелось бы сказать представителям нынешней системы следующее: мне 28 лет и я доживу до того времени, когда нынешняя, с каждым днем все больше и больше гниющая, система управления рухнет. Судя по последним событиям, процессам и тенденциям ей осталось немного. Тогда и посмотрим кто кого», - пишет Александр Молочко.