Беларусь впервые получает Нобелевскую премию.
Страсти вокруг Светланы Алексиевич не утихают уже два месяца. Виданное ли дело для диванных критиков всех мастей, чтобы автор была русскоязычной белоруской, пишущей о том, что болит у миллионов людей в сердцах? Чем не повод посудачить, начать излюбленную дележку «наша-ваша», обвинить в чем-нибудь и засорить все интернет-форумы? Этим и занимаются тысячи людей. Десятки тысяч тем временем просто гордятся своей страной. А кто-то, возможно, просчитывает выгоду, которую может получить Беларусь.
Часто ли о Беларуси можно прочитать в зарубежных СМИ? Что знают о нас в европейских странах? Пишут о Беларуси в последнее время чаще, спасибо «минским соглашениям». Пишут о выборах, перед и после них - в зависимости от результата и демократичности. А в остальное время Европа живет так, будто на ее карте и вовсе нет такой страны. Да и большая часть европейцев, будем откровенны, не сильно отличает белорусов от русских - слишком сильно стерлись границы между нациями за время нашей недолгой призрачной независимости, слишком активно за последние 20 лет с белорусов смывали следы национальной идентичности.
И вот, наконец, Нобелевская премия белоруски Светланы Алексиевич, такая необыкновенная, такая единящая нас со всем миром, где люди живут наукой и творчеством и получают за это славу, деньги и возможность говорить вслух. Наконец Беларусь получает уникальный шанс, выпадающий раз в сто лет, вписать свое имя в мировую историю. Сегодня мы можем сказать, что мы - часть мира, большого, шагающего вперед, изменяющегося, изобретающего и живущего какой-то совсем не похожей на нас жизнью. Мы такие же, мы ничем не хуже, у нас есть повод для гордости, не просто собой и страной здесь и сейчас, повод для будущих поколений.
Складывается впечатление, что у страны теперь появилась возможность нести себя в мир большого бизнеса, меняя свой имидж на международной арене. Почему-то на Нобелевскую премию Алексиевич сегодня пытаются «взгромоздить» неподъемный груз: и улучшить имидж страны, и говорить манифестами о Беларуси, и поднимать проблемы страны как-то не так, как их видит сама писатель. Однако не переоценена ли премия, которую получил человек за свое видение мира?
Беларусь давно не называют «последней диктатурой Европы». В Минск с большим удовольствием наезжают европейские чиновники самых высоких рангов, международные финансовые институты отмечают желание страны идти к реформам и вообще - имидж Беларуси, что называется, отмыли и отчистили, можно двигаться вперед.
Способна ли Нобелевская премия стать новым стартом для страны, помочь Беларуси привлечь инвесторов и улучшить ее имидж на международной арене? Бизнесмены полагают, что Нобелевка вряд ли станет для Беларуси фактором, кардинально меняющим отношение инвесторов. Они оценивают куда более приземленные факторы: безопасность бизнеса, гарантии для него, выгодные, простые условия его ведения и многое другое. Ведь не от Светланы Алексиевич сегодня зависят проверки, бумажная волокита и вездесущий административный ресурс, на которые так часто жалуются бизнесмены.
Сами бизнесмены уверены, что искусство и бизнес - вещи плотно соприкасающиеся, но роль премии в формировании некоего особенного ореола привлекательности для Беларуси не переоценивают.
Юрий ЗИССЕР, основатель и совладелец интернет-ресурса Беларуси TUT.BY.
«Культура и искусство очень многое значат в жизни человека и бизнесмена. Искусство вдохновляет, делает нашу жизнь богаче. Можно достичь в жизни чего-то, если есть мечта, а она появляется благодаря искусству. Куда бы я ни ездил, я везде посещаю музеи, выставки. Кроме того, я сам окончил консерваторию, искусство для меня очень много значит. Бизнес и культура должны взаимодействовать, это слияние должно быть взаимным, но опосредованным. Какие-то идеалы мы впитываем с детства и юности, и потом они помогают нам добиваться цели. Задача бизнеса – помогать искусству».
Игорь БАРБУК, директор РА «Фокус-Группа», главный редактор журнала «Pro электричество» отмечает, что Нобелевская премия по литературе, полученная белорусским автором, является выдающимся событием мировой культуры родом из Беларуси, а бизнес и искусство должны помогать друг другу, взаимообогощаться. На вопрос, какое место в жизни бизнесмена играет искусство, И.Барбук отвечает:
«Это же не параллельные процессы-явления. Переплетенные. Каждый на своем культурном уровне творит: что слесарь авто починяет, что режиссер фильм снимает, и т.д. А вот результат и показывает, искусно ли они это делают. Примеры высокого искусства во всех его проявлениях пронзительно поднимают настроение».
Что касается премии, бизнесмен отметил: «в условиях несвободы, в которых писала многие годы Светлана Алексиевич, поднимается не имидж страны, а ценность самой премии. При этом бизнесу не важно, есть ли в стране гении от литературы, ему важны гарантии. Бизнесмен переводит свое дело туда, где работать безопасно и выгодно».
Александр КНЫРОВИЧ, предприниматель, соучредитель группы компаний «СарматСТИ».
«С экономикой же и инвестиционной привлекательностью страны премия, увы, абсолютно не имеет связи. Она находится в иной, гуманитарной, плоскости и никак не влияет на восприятие Беларуси как площадки для успешного и устойчивого развития бизнеса».
Накануне в ходе очередного выступления белорусского президента прозвучало требование к правительству сделать так, чтобы «инвесторы сами приходили к нам, сами несли деньги, а не их искали». Что за универсальный способ предлагается - неясно. Однако очевидно, что Беларуси есть над чем работать в вопросе имиджа и инвестиционной привлекательности, причем работать должны сами белорусы, а не Нобелевская премия по литературе.