Международный валютный фонд принял решение о снятии запрета на кредитование стран с просроченной суверенной задолженностью.
Совет директоров фонда собрался накануне, чтобы принять весомое и даже историческое решение. Как сообщил официальный представитель МВФ Джерри Райс, светом было принято решение об изменении политики в отношении государств, которые имеют просроченные долги перед кредиторами. Подробности нововведения будут известны в ближайшие дни. Российские СМИ немедленно назвали решение МВФ «антироссийским», а сама РФ в ходе голосования была против нововведения.
Причина в том, что принятое руководством Международного валютного фонда решение напрямую касается Украины. Текущая политика фонда предполагает нетерпимость к просроченной задолженности перед кредиторами. Такие страны не могут претендовать на кредитование со стороны фонда. Точнее, не могли до вчерашнего дня. То есть МВФ, в частности, не мог бы дать кредит Украине в случае непогашения ею долгов перед РФ.
Еще в октябре The Wall Street Journal писало о том, что МВФ может поменять существующие правила, дабы Россия не могла блокировать решения фонда по кредитованию в будущем. Вопрос касался Украины и продолжения ее кредитования даже в случае, если РФ не сможет получить от страны деньги по евробондам (в 2013 году Россия передала Украине 3 млрд долларов в обмен на евробонды, срок возврата по которым подошел в декабре, но возвращать деньги новые власти Украины не намерены, так как получал их Виктор Янукович). В этой ситуации Украину ждет дефолт и по старым правилам МВФ не мог бы поддержать страну кредитами.
Министр финансов России Антон Силуанов назвал решение фонда «поспешным и предвзятым», отметив, что ногие годы по правилам МВФ северный кредитор имел преимущество перед коммерческим.
Пока Россия готовится подавать в суд на Украину, как на заемщика, не исполнившего своих обязательств, МВФ готовится менять правила игры. При этом Россия предлагала несколько вариантов для решения ситуации, но почему-то направляла свои предложения не непосредственно Украине, а МВФ. При этом сам фонд отказался стать посредником между воюющими странами, предложив им провести двусторонние переговоры, которые так и не состоялись.