Национальный банк признал: в последние недели наблюдается отток депозитов физических лиц в рублях. Белорусы уже забрали из банковской системы более триллиона рублей. Чем это грозит банковской системе Беларуси?
Выступая накануне на заседании десятой сессии Совета Республики, заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Тарас Надольный заявил: ресурсная база белорусского рубля только за последний месяц сократилась на 1,4 триллиона. Он отметил, что это произошло за время действия Декрета №7, но при этом высказал предположение, что виной оттока рублевых депозитов стал отнюдь не документ, а колебания курсов валют. По мнению банкира, именно это стимулировало население забирать рублевые вклады.
Кроме того, Тарас Надольный заметил, что при разработке Декрета №7 некоторый отток вкладов прогнозировался. Предполагалось, что ресурсная база банков станет меньше на 3,5-4 триллиона, или на 10%.
Накануне прошедшей сессии члены Совета Республики приняли к сведению подписанный президентом 11 ноября декрет. Однако эксперты оценивают нововведения весьма неоднозначно, и население им вторит, судя по тому, как активно люди начали выводить деньги из банков. Сумма выведенных средств довольно солидная, насколько опасно это для банковской системы страны?
Как рассказала БДГ Жанна Кулакова, эксперт-аналитик официального партнера компании ТелеТрейд в Беларуси, вывод триллиона рублей на работе банковской системы отразиться не должен.
«Думаю, что потеря 1,4 трлн рублей для банковской системы ничем не опасна. На самом деле, рублевые депозиты населения сокращаются еще с лета. С 1 июня этого года до 1 ноября переводные и срочные депозиты населения в рублях сократились в общей сложности на 7 трлн, из них срочные депозиты – на 6,5 трлн. А банки как стояли, так и стоят, более того – с тех пор Нацбанк порядка 20 раз изымал ликвидность у банков посредством проведения аукционов по размещению краткосрочных облигаций. Так что нельзя говорить о том, что изъятие одного или нескольких трлн рублей из банков будет иметь какие-то катастрофические последствия. Конечно, с сокращением ресурсной базы банков сокращается и кредитование, однако это вполне вписывается в нынешнюю антиинфляционную политику Национального банка. Кроме того, нужно понимать, что банки в любом случае не потеряют все депозиты – в Беларуси есть люди, которые во все времена и на любых условиях сберегают в рублях. Трансформация депозитного рынка приводит к отсеиванию вкладчиков, которые склонны просчитывать возможные риски и итоговый уровень дохода. Часть их уже ушла на фоне ослабления национальной валюты к доллару и евро, кому-то еще предстоит уйти, однако это далеко не все деньги, которые белорусы хранят в банках. Думаю, Нацбанк при разработке декрета отдавал себе отчет в том, что он спровоцирует некоторый отток средств из банков, и просчитал возможные риски»,- уверена эксперт.
Что касается колебаний курсов валют и их влияния на отток депозитов, Жанна Кулакова отмечает: свою роль играет и этот фактор, и новый Декрет.
«Думаю, что сказались оба фактора. Причем курсы валют – даже больше, чем Декрет №7. Дело в том, что под действие декрета попадают только новые вклады, а подоходный налог фактически будет введен только весной 2016 года. Поэтому люди, которые невзирая на курсы валют сберегали в рублях, а теперь подумывают об изъятии средств из-за декрета, дождутся, пока истекут сроки депозитных договоров. Зачем расторгать их досрочно и терять начисленные проценты? Отток средств из банков, спровоцированный Декретом №7, будет происходить постепенно, по мере истечения сроков ранее открытых вкладов. Так что делать выводы о масштабах этого оттока пока преждевременно», - уверена аналитик.
Напомним, президент Беларуси Александр Лукашенко 11 ноября подписал Декрет №7, который будет регулировать привлечение новых вкладов физических лиц. Теперь вклады будут разделены на отзывные и безотзывные, а с новых депозитов (точнее, процентов по ним) придется платить подоходный налог.
Как считает белорусский экономист Антон Болточко, принятый декрет №7 – достаточно спорный способ решения возникших проблем в финансовом секторе. По его мнению, главный банк страны при помощи декрета №7 стремится не только подправить баланс коммерческих банков и снизить риски, которые свойственны белорусским реалиям, принятие декрета ведет за собой появление некоторых проблем.