Виктор Шейман обычно помогает Лукашенко в подписании сделок, когда требуется крайняя конфиденциальность.
Беларусь наращивает сотрудничество с Зимбабве во многих секторах экономики, от сельского хозяйства до добывающей промышленности.
В середине ноября главная правительственная газета Зимбабве The Herald триумфально сообщила, что правитель этой страны Роберт Мугабе дал согласие на реализацию ряда инвестиционных проектов с Беларусью после встречи с Виктором Шейманом, управляющим делами Лукашенко.
Однако упадок экономики Зимбабве и международная изоляция этой страны, а также пестрая история двустороннего сотрудничества Беларуси и Зимбабве вызывают серьезные сомнения в реалистичности этих «мегавгодав».
Серый кардинал Лукашенко заключает «мегаcоглашения»
Виктор Шейман прибыл в Хараре 15 ноября в качестве личного посланника Лукашенко. 18 ноября он встретился с правителем Зимбабве Робертом Мугабе, который дал зеленый свет сотрудничеству между двумя странами в вопросах поставки техники для добывающей промышленности и сельского хозяйства.
Мугабе и Шейман также обсудили вопросы сотрудничества в области энергетики, строительства дорог, домов и мостов, а также обучения зимбабвийских студентов в Беларуси. «Мы движемся к широкомасштабному двустороннему сотрудничеству, и это выглядит очень оптимистично», - сказал Шейман.
В Хараре Виктор Шейман также подписал соглашение о создании совместного предприятия по добыче золота и других ценных минералов с министром горнодобывающей промышленности Зимбабве и главой Резервного Банка.
По словам министра горнодобывающей промышленности, «это соглашение даст нам доступ к оборудованию и технологиям из Беларуси, в частности это касается добычи на реках». Стоит отметить, что до сих пор не имелось сведений о каком-либо опыте Беларуси в области добычи ресурсов на реках.
Льстивые правительственные СМИ Зимбабве представили эти соглашения с Беларусью исключительно в терминах «мегасоглашений», которые, как предполагается, принесут Зимбабве процветание. Местные чиновники, такие как министр финансов Патрик Чинамаса и жена правителя Мугабе Грэйс, хвастались о поставках оборудования из Беларуси на встречах с предпринимателями и местным населением.
Удивительно, но белорусские государственные СМИ, которые обычно с чрезмерным увлечением рассказывают о прорывных совместных проектах Беларуси с иностранными правительствами, сохраняют полное молчание о поездке Шеймана в Зимбабве.
Европейский и африканский «форпосты тирании»
Беларусь и Зимбабве имеют много сходств во внутренней политике и международной репутации. Обе страны имеют очень высокую инфляцию и неизменных правителей, которые удерживают власть через гнет оппозиции и фальсификацию выборов. Роберт Мугабе правит страной с 1987 года и теперь находится на своем шестом президентском сроке; Александр Лукашенко у власти с 1994 года и руководит уже пятый срок.
В январе 2005 года, на слушаниях комитета по иностранным делам Сената США, где рассматривалось ее утверждение на посту госсекретаря, Кондолиза Райс охарактеризовала Беларусь и Зимбабве (вместе с Мьянмой, Кубой, Ираном и Северной Кореей) как «форпосты тирании». Зимбабве всегда прислужливо поддерживала Беларусь на международном уровне, когда та была мишенью критических докладов правозащитных институций.
Обе страны находятся в настоящее время под визовыми и экономическими санкциями США и ЕС (хотя большинство санкций против Беларуси в последнее время было приостановлено). Однако международные правозащитные организации критикуют Зимбабве меньше, чем Беларусь.
Долгая история несбывшихся ожиданий
Беларусь и Зимбабве установили дипломатические отношения в апреле 1992 года. Начиная с 2001 года обе страны начали обмен визитами правительственных делегаций, первоначально на уровне министров. Вице-президенты Зимбабве Джон Нкомо и Эмерсам Мнангагва посещали Минск, соответственно, в 2011 и 2015 годах.
Все эти годы отношения между странами развивались предсказуемым образом. Каждая делегация Зимбабве, посетив дюжину белорусских производственных предприятий, выражала восторг промышленными возможностей и технологиями Беларуси и выражала много энтузиазма относительно перспектив двусторонней торговли. Белорусский диктатор принимал каждую делегацию и грезил о крупных контрактах и большое будущее.
Тем не менее за это время хорошо представленые в медиа визиты имели небольшое влияние на двустороннюю торговлю.
Относительный прорыв произошел в 2014 году, когда БелАЗ, белорусский производитель карьерной техники, поставил 17 единиц своего оборудования (самосвалы, погрузчики и бульдозеры) для угольной шахты Hwange Colliery в Зимбабве. Машины были поставлены через схему финансирования со стороны поставщика, гарантированную региональным банком PTA.
В ноябре 2009 года Беларусь представила для рассмотрения властям Зимбабве проекты соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, а также о поощрении и взаимной защите инвестиций. На сегодняшний день первым и единственным полноценным юридическим соглашением между двумя странами остается меморандум о взаимопонимании между министерствами юстиции Беларуси и Зимбабве, подписанный в Минске 22 июля 2015 года.
Рискованный бизнес с партнером-банкротом
Поездка Виктора Шеймана в Хараре состоялась вскоре после визита вице-президента Зимбабве Эмерсона Мнангагвы в Минск в июле 2015 года. Чиновник посетил с десяток белорусских производств и встретился с широким кругом лиц, от Александра Лукашенко до белорусского Деда Мороза.
Во время того визита сообщалось, что Беларусь и Зимбабве подписали меморандум о поставке африканскому государству оборудования для сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, строительства плотин и дорог на сумму 150 млн долларов.
Александр Лукашенко, приветствуя своего зимбабвийского гостя, предложил создать центр технического обслуживания транспортных средств в Зимбабве, который мог бы помочь Беларуси войти на африканский рынок. Лукашенко видит Зимбабве в качестве торгового портала в Африке для Беларуси.
Беларусь согласилась финансировать поставки своего оборудования в Зимбабве. Подписывая соглашение с премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым, Эмерсон Мнангагва отметил, что финансовые учреждения Зимбабве гарантируют весь объем оплаты поставок.
По согласованных сроков, Зимбабве начнет получать машины и оборудование в первом квартале 2016 года. В частности МАЗ имеет планы по поставкам минимум 100 машин с правым рулевым управлением в Зимбабве.
Тем не менее независимые средства массовой информации Зимбабве отметили, что предыдущие подобные «мегасоглашения», в том числе те, которые Зимбабве подписала с Россией и Китаем, остаются лишь заявлениями о намерениях. Зимбабве не удалось погасить кредиты, данные Китаем на общую сумму около $1,5 млрд.
Та же участь может ожидать сделки, подписанные в этом году между Минском и Хараре. Беларусь пошла на очень рискованный бизнес с родственным режимом, печально известным своими постоянными финансовыми и экономическими неудачами.
Еще одна проблема этих «мегасоглашений» следует из типа лиц, участвующих в их разработке и осуществлении. Эмерсон Мнангагва является самым богатым человеком Зимбабве, который неоднократно обвинялся в коррупции.
Виктор Шейман обычно помогает Лукашенко в подписании сделок, когда требуется крайняя конфиденциальность. Упомянутые факторы и отсутствие прозрачности в финансировании этих проектов ставят под сомнение истинную природу сотрудничества Беларуси и Зимбабве.
Игорь Губаревич, старший аналитик Острогорского центра,
«Наша ніва»