Литва и другие страны Восточного блока жаждут ясной и решительной информации о поддержке со стороны США.
Об этом 8 декабря сказал министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в интервью The Washington Times. По его словам, Москва ведет действенную пропагандную войну, направленную против Литвы и других бывших республик СССР и что НАТО не посылает ей эффективную весть, пишет ru.DELFI.lt.
"Россия не партнер, это фактор", - сказал министр.
Он призвал администрацию президента США Барака Обамы взять на себя инициативу и "более координировано" высказаться в адрес России, которая играет "по своим собственным правилам", а их цель - провоцировать конфронтацию и доминировать над небольшими и более слабыми странами этого региона.
"Мы хотим, чтобы американцы были как можно более активными, поскольку это единственный выход из сложившегося положения, - сказал Линкявичюс в интервью The Washington Times. – Если американцы не будут активными, будет очень сложно". У Москвы много целей, отметил он. Путин хочет загнать клин между НАТО и ЕС и расширить сферу экономического, политического и военного влияния, лелея контролируемый Москвой союз меньших стран. Линкявичюс прямо не критиковал администрацию Обамы, но выразил сожаление в связи с тем, что Белый дом захватили советники, которые боятся, что жесткий отпор против Российской агрессии, расценят как провокацию, которая ухудшит отношения между Москвой и Западом.
Он приветствовал решение администрации ввести санкции за аннексию Крыма, но подчеркнул, что отвечающие за политику Вашингтона политики не понимают, что "если скажешь или сделаешь слишком мало и поздно, то это само по себе станет провокацией".
Эту весть Линкявичюс может передать лично, поскольку 9 декабря он встречается с важными представителями администрации Обамы.
Войны в СМИ
В своем интервью Линкявичюс сказал, что из-за нехватки решимости у США положение США в бывших советских республиках ослабело, появилась жажда более сильной роли американцев – по крайней мере при помощи ясных и решительных заявлений в СМИ, которые стали бы противовесом источникам российских государственных СМИ и кабельных телеканалов, которые стали больше доминировать в этом регионе.
"Как только появляются незаполненные зоны влияния, их немедленно заполняет другое руководство, вполне видимое", - сказал он. Линкявичюс упоминал не только действия России на Украине и в Грузии, но и действия России в гражданской войне в Сирии. В каждом из этих случаев, по его словам, правительство Путина предпринимало кампанию "проверок и испытаний", сколько ей будет дозволено. Как только она получала отпор, к примеру, санкции за Украину и сбитый Турцией бомбардировщик, Москва пыталась вооружиться своими достижениями, чтобы установить более благоприятные условия в переговорах с Вашингтоном и его союзниками. По словам Линкявичюса, в таких случаях нужна решимость Запада в деле защиты международного права и установки границ, которые Москва просто-напросто не могла бы перешагнуть.
"Я не призываю (Вашингтон - прим. автора) к агрессивному поведению. Ради Бога, нет. Но надо быть последовательным, вести себя ясно, поскольку россияне достаточно хорошо понимают ясные вещи", - сказал он.
В то же время Вашингтон и ЕС должны знать, что Москва проделывает намного более эффективную работу, распространяя пропаганду среди миллионов граждан бывшего СССР через государственные СМИ и развлекательные телеканалы. 60% доступных в Литве телеканалов - это российские программы, отражающие политику и перспективу Москвы, хотя из 2,9 млн. жителей Литвы всего 12% русскоязычных, еще меньше – около 8% – этнические русские, отметил Линкявичюс. Вашингтон мог бы продемонстрировать свое влияние, если бы дал отпор таким телеканалам, как Russia Today, увеличив финансирование "Радио Свободной Европы" и "Голоса Америки". "Это информационная война - и мы в ней терпим поражение", - заявил министр.
Литва в последние месяцы участвует в один инициированный ЕС "элемент стратегической коммуникации", цель которого - пресечь путь к доминированию России в СМИ Восточной Европы и Евразии, сказал он. Однако эти усилия еще только начали обсуждать, сказал Линкявичюс и прибавил, что страны ЕС еще будут обсуждать вопрос его финансирования и политики.