Малый и средний бизнес Беларуси постоянно балансирует на грани риска, ведь если сегодня ты на высоте, то что будет завтра – неизвестно, несмотря на то, что власти постоянно предпринимают какие-то попытки поддержать предпринимателей. Примерно так думают многие предприниматели в сегодняшней сложной ситуации, которая возникла в результате «белорусской экономической модели». БДГ попросила высказать об этом свое мнение Сергея Балыкина, председателя Ассоциации малого и среднего предпринимательства.
- Как вы думаете, предприниматели не побоятся начинать новые проекты в нынешней экономической ситуации в стране? Увеличится ли количество ИП, которые захотят уехать из страны, захватив с собой свой бизнес?
- Говорить за других всегда сложно. Тем более за других предпринимателей. Предпринимательская деятельность по определению рискованная, и чем больше риск, тем больше возможная прибыль. Или, соответственно, убытки. Поэтому всегда найдутся люди, желающие рисковать. А бизнес в Беларуси имеет свои преимущества, например, в нашей стране очень низкая конкуренция.
Проблема бизнеса в Беларуси – это не отношения с конкурентами, а прежде всего отношения с государственными органами, разного рода разрешающими и проверяющими чиновниками. Поэтому тот, кто уверен в своей способности договориться с бюрократами, вполне может рискнуть начать новый проект в нашей стране.
Если говорить об экономических условиях, то они по-разному влияют на разный бизнес. Например, айтишники, занимающиеся оффшорным программированием, в принципе почти не связаны с экономическими проблемами современной Беларуси: валютная выручка на внешнем рынке, валютная зарплата, валютная прибыль… И только расходы в белорусских рублях, которые падают… Риск один – посадят или не посадят, затравят проверками или нет, но это риск отношений с государством.
Что же касается возможной эмиграции ИП и других представителей малого бизнеса, то маловероятно, что это станет массовым явлением. Вывезти свой бизнес в другое место у них едва ли получится. Вывезти капиталы и открыть новый бизнес в другой стране тоже – не те капиталы и не те навыки. Некоторые предприниматели, безусловно, эмигрируют, но основная масса – нет.
- Как вы оцениваете сегодняшний диалог власти с бизнесом? Как, по-вашему, – стороны нашли общий язык, услышали друг друга?
- Диалога в традиционном понимании, предполагающего обмен мнениями и выработку единой позиции, нет и быть не может. А вот обмен монологами – да, идет. Вне всякого сомнения. И такое взаимное говорение в пустоту, безусловно, выгодно каждой из сторон. Чиновники отрабатывают свое рабочее время и отчитываются перед начальством, а разного рода предпринимательские лидеры и так называемые представители бизнес-сообщества изображают из себя больших лягушек в нашем маленьком болоте.
Намного больше реальной пользы приносит работа международных экспертов. К рекомендациям международных организаций белорусская власть иногда все-таки прислушивается.
- Защищает ли декрет №8 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» инвестора от государственного рейдерства? Какие «подводные камни», по-вашему, есть в этом декрете?
- Я бы не назвал декрет № 8 каким-то революционным документом. И он в очень малой степени касается малого и среднего бизнеса – речь в нем идет, скорее, о достаточно крупных инвесторах.
Что же касается защиты и гарантий, то их бесполезно предоставлять отдельным инвесторам путем заключения инвестдоговоров. Гарантии неприкосновенности собственности и стабильности правил игры должны быть выражены в законах, а также в неукоснительном соблюдении государством этих законов. В нашей стране такового, увы, не наблюдается.
Законопроект о государственно-частном партнерстве. Каковы его слабые стороны? И почему он до сих пор не принят (ваше мнение)? Какие правки вы внесли бы в этот проект?
Для реализации в Беларуси идеи государственно-частного партнерства нет условий. Во всяком случае, на современном этапе, когда государство явно доминирует в экономике.
Понятно, что ГЧП в Беларуси теоретически могло бы решить множество важных проблем. Дороги, энергетика, ЖКХ – вот далеко не полный перечень проблемных зон, где могут найтись частные ответы на государственные вопросы. Однако готово ли государство передать частному партнеру часть своих функций?
Как известно, государство в нашей стране доминирует, прежде всего, в экономике, то есть, мягко говоря, государственная собственность в Беларуси преобладает. Поэтому возникает вопрос: где найти тот самый частный капитал, который можно инвестировать в госпрограммы? Государство располагает несоизмеримыми с отечественным бизнесом ресурсами, поэтому искать партнеров придется за рубежом.
Еще больше проблем создает стремление государства руководить экономикой административными методами и абсолютное нежелание признать частника равноправным партнером. Так что партнерства государства и частника в нашей стране пока не предвидится. Во всяком случае, пока государство не пересмотрит свою роль в экономике.
И изменения в один конкретный закон погоды не сделают. Здесь всю систему надо менять. Ну, а вопрос, почему законопроект до сих пор не принят, наверное, следует адресовать в Парламент.
- 19 ноября были приняты поправки в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства. В них одна из главных тем – расширение государственной финансовой поддержки и минимальный срок аренды помещения для его выкупа. Значит ли это, что это некий прорыв в отношениях бизнеса и власти?
- Нормативных актов в поддержку бизнеса в Беларуси было принято уже немало, но вот состояние этого самого бизнеса (малого, среднего и даже большого) оставляет желать лучшего. А, как известно, практика – лучшая проверка всяких теорий. Так что комментарии здесь излишни.