Бывший посол Швеции в Беларуси рассказал о любимой книге Светланы Алексиевич и отношению к писательнице в скандинавской стране.
Стефан Эрикксон ответил на вопросы телеканала «Белсат».
- Мы встречаемся с вами в этом выдающемся месте, где находятся почти все нобелевские лауреаты. Чувствуете ли вы, что для вас это немного как увенчание вашей многолетней работы на благо Беларуси?
- Я, наверное, не говорил бы, что это коронация моей работы. Я считаю, что это, прежде всего, увенчание работы Светланы Алексиевич. Конечно, для меня лично это тоже очень радостное событие, что Шведская академия наградила Светлану этой премией. Конечно, это повод радоваться для меня лично. Но больше, я думаю, для Светланы и для всей Беларуси.
- Как вы считаете, после этого такого символического Нобеля для белорусской писательницы, как выглядят сейчас шведско-белорусские культурные отношения? Мы знаем, что в политике у нас, скорее, «зима».
- Я сейчас немного на расстоянии слежу и вижу, что культурные отношения развиваются. Недавно смотрел, что приезжала к вам наша детская писательница Юя Висландер. Знаю, что другие тоже. Есть большой интерес с белорусской стороны к шведской культуры, и также наоборот.
- Ваше ощущение: что мир узнает о Беларуси из произведений Светланы Алексиевич?
- Я думаю, что, прежде всего, идет сигнал, что есть Беларусь. Писательница из этой страны получила такую премию. Конечно, Светлана пишет о тяжелых вещах, через которые прошла Беларусь. Но сама жизнь бывает разной. Я бы не говорил, что это вещи не положительные, все-таки всегда в книгах Светланы Алексиевич есть надежда. В самых трудных ситуациях у людей остается то человеческое, гуманистическое.
Почему шведы так любят Светлану? Она была известна здесь и до присуждения премии. Я думаю, что вот эта ее способность увидеть обычного человека трогает всех.
Конечно, она пишет о том, что произошло в бывшем Советском союзе. Но это очень важно и актуально и для нас. Много людей в Швеции, когда узнали о присуждении премии именно Светлане, порадовались.
- А какое ваше любимое произведение Светланы Алексиевич?
- Все-таки более последние произведения. Нравятся и другие. Но последняя книга, которую читал – «Время second-hand». Местами читается непросто, ведь читаешь о людях, с которыми, или с подобными, уже встречался. Бывает трудно вот этих людей слушать. Но все равно это что-то дает человеку. Немного объясняет, почему люди приходят к определенной позиции, почему они не могут принять другие позиции.
- Как думаете, что должны сделать мы, белорусы, и также сама Светлана Алексиевич, чтобы в полной мере воспользоваться этим Нобелем, этим шансом?
- Думаю, надо уважать свое. И действительно искренне радоваться тому, что белоруска получила эту премию. Как я вижу, большинство людей действительно этому радуюися. Это признание Светланы Алексиевич, но и признание самой страны.
Надо гордиться тем, что у вас есть. А есть много интересного кроме Светланы Алексиевич. Много непростого в истории Беларуси. Но надо всем этим гордиться и не стесняться. И в отношениях с остальным миром о себе рассказывать.