В минувшую пятницу в столичном Prime Hall в prime time Белорусская федерация футбола подвела итоги сезона-2015.
Организаторы «Звездного мяча» (так называется процедура раздачи заслуженных статуэток) изо всех сил пытались создать атмосферу матча.
Признаем: получилось. С досмотром на входе, фанатами на галерке и двумя таймами (первый — для всех, второй — для своих). Не было только милиции внутри зала, о чем не без гордости поведал впервые приглашенным болельщикам глава БФФ и Банка развития Сергей Румас. Ну это как бы стадион будущего, где по планам федерации добрые стюарды должны сменить злых ментов, задача которых — «лишь» раздражающий больше всего досмотр по периметру.
Рамки металлоискателей и досмотр багажа были бы смешны, если бы не были так грустны. Ведь мероприятие итожило сезон, в котором отношения в далеко не любовном треугольнике фанат—милиция—федерация обострились до предела. Понятно, что по уставу караульной службы заведению абсолютно без разницы, кому сдается зал: под концерт эпатажных металлюг или полусветскую тусовку футболистов — шмонать всех. Но тогда, может, стоило собрать народ, где каждый второй — божий одуванчик и каждый первый — просто вменяемый человек, в другом месте с подобающим статусу мероприятия софт-контролем (пригласительный/аккредитация + удостоверение личности с приходящей стороны, список — с принимающей)? Опыт-то большой. Если Капский или Малофеев и в состоянии организовать террор, то только своими острыми языками.
Наверняка фанаты испытали эффект дежа вю, когда входили на территорию «Звездного мяча». Да если бы только фанаты. Но мы привыкли к постоянному вторжению в личное пространство даже там, где этого можно избежать. Порог чувствительности вырос до недопустимой отметки. «Бо так i трэба»?
Кстати, прессу организаторы уравняли в правах с фанатами. Обеим категориям приглашенных — галерка. Нет, вид сверху был недурственный, без вопросов, но осетрина второй свежести в пакетах с литературой совсем не впечатлила.
Книга о белорусском футболе в 2014 году, которую уже раздавали месяцев восемь назад, и выпущенный весной путеводитель по чемпионату 2015 года. Для фанатов, пришедших посидеть-порадоваться, конечно, это все в радость, но для репортеров на работе — старая, обглоданная кость. Одно актуальное издание все-таки было — настенный календарь на 2016-2017-й годы. Отличный помощник делу, посильнее оперативной брошюры с итогами чемпионата будет (не говоря уже о «Фаусте» Гёте).
Зато новый глянцевый журнал «Большой футбол», разрекламированный Румасом на церемонии, прессу обошел стороной — только для участников. Видимо, застрельщики настолько уверены в успехе, что не нуждаются в лишней бесплатной рекламе издания в нише, которая практически пустует лишь потому, что приносит сплошные убытки.
На вопрос, почему журналистам не достались плоды труда коллег, последовало предложение зайти в понедельник. Дорога ложка к обеду. Уважающие себя СМИ не будут ждать три дня, пока авторы имиджевой промашки решат ее наконец исправить. Хорошо, что один из коллег по совместительству является ветераном футбола и получил пакет для избранных — с будущей футбольной бомбой удалось ознакомиться.
Пилотный номер за ноябрь, без цены и выходных данных, но с Глебом на обложке и внутри. Ну и как? Ну так… Нет, дельце хорошее, однако ползает червяк сомнения: не постигнет ли журнал судьба прежнего бумажного органа БФФ — газеты «Всё о футболе»? Чем больше интернета и ниже зарплаты у болельщицкого электората, тем меньше ожидаемая продолжительность жизни у проекта. Короче, в добрый путь, и да не оскудеет рука дающая.
И еще о ложках к обеду, вернее, о самом обеде. Коллега из популярного печатного издания честно признался автору, что после длинного рабочего дня пришел голодным, как волк, и робко рассчитывает хотя бы на бутерброд, памятуя о душевном формате прошлогоднего мероприятия в Event Hall на территории «Дримлэнда» (автору больше помнятся времена предшественника Румаса Геннадия Невыгласа, душой прикипевшего к бизнес-центру «Виктория» — строго, но со вкусом).
В конце почти двухчасовой официальной части стало понятно, что будет облом. Коллега ушел, а автора, на минуту зашедшего на помеченную для футбомонда территорию в поисках нужного человека, схватил за сумку нетерпеливый охранник, дабы поскорее выпроводить.
На самом деле пресса приходит не попить/пожрать, а поработать. Ну, иногда еще и попутно посмеяться над кондовыми перлами выступающих или оценить их остроумие (кстати, в этот вечер признанного стимулятора Эдуарда Малофеева заткнул за пояс Вениамин Арзамасцев, а у Александра Ермаковича наконец-то прорезался ораторский дар). Чем меньше крох с барского стола, тем больше независимость. Просто опять-таки вопрос имиджа организаторов, а в данном случае — демонстративного деления народа на сорта.
К слову, в свое время хоккейное «Динамо» догадалось поставить в пресс-центре воду лишь после того, как один коллега, объездивший все мыслимые и немыслимые турниры, демонстративно принес чайник. (Впрочем, сейчас на «Минск-Арене» другая дичь: во время игры, когда репортеры строчат-щелкают на трибуне, в пресс-центр на скудное печенье и чай с сахаром слетаются стаи голодных и мучающихся жаждой охранников, которых начальство никак не обеспечит провиантом на время многочасового дежурства.)
Если кто-то чего-то пугается, то зря. Все равно за столом общаются с себе подобными: пресса — с прессой, чиновники — с чиновниками. А кто сидит на стакане или периодически заглядывает в бутылку, мы и без застолий знаем. И кто в эту пятницу начал отмечать закрытие сезона еще до его окончания, кстати, тоже. Но это не имеет абсолютно никакого значения и никогда не выносится на публику, потому что люди всегда держат себя в руках.
Или все-таки дело в приглашенных фанатах, которых после «первого тайма» нужно было вежливо попросить, а прессу — уж заодно?
И еще. Если сэкономленные на прессе и фанатах деньги пойдут на выпуск журнала, будем только рады. Только через год, пожалуйста, без гетто. Или без нас.
Дмитрий Власов, «Белорусские новости»