Ровно два месяца Беларусь жила без правительства – только с исполняющими обязанности министров и вице-премьеров. Интрига – кто войдет в новое правительство – разрешилась несколько неожиданно: президент попросту переназначил премьер-министра и вице-премьеров. Вероятнее всего, в большинстве своем министры тоже сохранят свои кресла.
В среду на совещании по актуальным вопросам социально-экономического развития президент Беларуси Александр Лукашенко неожиданно сообщил о своем решении переназначить премьер-министра и вице-премьеров. Что касается «рядовых» министров, то, по мнению экспертов, большинство из них также сохранят свои посты – по крайней мере, в экономическом блоке правительства.
«Что касается состава правительства, я сегодня принял решение о назначении присутствующих здесь членов правительства на соответствующие должности — премьер-министра и вице-премьеров. И хотел бы услышать вашу точку зрения, вашу оценку работающих ныне министров, прежде чем окончательно сформировать правительство, – заявил президент. – Правда, нас (я несколько раз замечал это) покритиковывают в так называемой оппозиционной прессе, что не назначается правительство. Просто забыли, наверное, что правительство было сформировано еще до президентских выборов. Так второй раз в нашей истории мы поступаем, чтобы люди видели, кто будет работать в правительстве, если этого президента избирают».
Глава Беларуси уверен, что в стране существует работоспособное правительство. Осталось пройти юридическую процедуру его переназначения, для чего – внести предложение по премьеру-министру на согласование Палаты представителей. Соответствующие указы будут подписаны президентом в ближайшее время.
Заявление президента означает, что на своих постах остаются премьер-министр Андрей Кобяков, первый вице-премьер Василий Матюшевский, вице-премьеры Анатолий Калинин, Наталья Кочанова, Михаил Русый и Владимир Семашко. Кроме того, Василий Матюшевский уже успел заявить в комментарии для БТ, что, вероятнее всего, министры экономического блока правительства также меняться не будут. Все это означает, что белорусской экономикой продолжит управлять «аварийное» правительство, экстренно сформированное в ситуации вспышки финансово-валютного кризиса в декабре 2014 года.
Однако есть тут и кое-что необычное: впервые президент после своих перевыборов так долго не мог определиться с новым составом правительства. Беларусь ровно два месяца жила без полномочного правительства, только с группой и.о. министров. Ведь, по Конституции, правительство сложило с себя полномочия, как только были объявлены официальные результаты президентских выборов, – 16 октября. И только 16 декабря президент подписал свой указ по премьер-министру и вице-премьерам.
В чем причина такой задержки? По одной из версий, Лукашенко опасался назначать новое правительство в то время, пока в его окружении шла борьба между двумя влиятельными группировками, которые можно условно назвать «реформаторами» и «охранителями». Можно вспомнить, как активно в преддверии президентских выборов анонсировали предстоящие системные реформы такие чиновники, как Николай Снопков и Кирилл Рудый, Василий Матюшевский и Александр Заборовский. В то время казалось, что реформы стартуют совсем скоро, буквально сразу после выборов.
Но уже в своей инаугурационной речи Александр Лукашенко прямым текстом и очень резко заявил, что «белорусская модель» «социального государства» будет сохранена в ее нынешнем виде, ее нужно только совершенствовать. А предлагаемые реформы несут лишь бедствия для народа и экономики. Это уже зазвучала лексика «охранителей» существующей системы – «промышленников» (их интересы представляют Анатолий Калинин, Владимир Семашко, Михаил Русый и Михаил Мясникович) и руководителей силовых структур. Тем не менее, как мы видим, никто из идеологов реформ не лишился своего поста – то есть президент стремится сохранить баланс «сдержек и противовесов» в своем окружении.
По другой версии, сработал «фактор МВФ». Кредит stand-by на $3 млрд, переговоры по которому велись с начала лета, предельно важен для Беларуси, без него даже не имеет особого смысла проводить деноминацию – инфляция быстро «съест» новые деньги. Но МВФ выставил целый ряд условий по проведению реформ – и президент заявил, что готов их принять, так как они «выглядят разумно» (хотя самого слова «реформы» он все равно старательно избегает).
Можно предположить, что если нынешний состав правительства вел эти напряженные переговоры с МВФ, то логично, что ему же и реализовывать достигнутые договоренности. Вполне вероятно, что и чиновники МВФ намекнули, что хотят далее работать именно с командой Кобякова. В такой ситуации в самом деле проще просто переназначить правительство на новый срок и закрыть вопрос.
Антон Болточко, эксперт по экономике «Либерального клуба»
«Судя по всему, не было четких целевых ориентиров в экономической политике, поэтому Лукашенко не спешил менять правительство. Сейчас главной целью является сохранение статус-кво, поэтому и изменений не было. В добавок к этому, если поменяются воззрения или ситуация, то никто не мешает президенту в одночасье сместить с должности того или иного руководителя, как это было в декабре 2014 года. Вероятно, министерские должности могут занять новые лица. Лукашенко часто придерживался блоковости и конкуренции в государственных органах, поэтому может назначить пару человек с противоположными взглядами на ключевые посты».
Политолог Сергей Марцелев
«Глава государства демонстрирует не только преемственность прежней экономической политики но и короткую кадровую скамью. Судя по его многократным высказываниям, в ближайшие полгода белорусов ждут некие неприятные сюрпризы от государства (возможно, повышение оплат услуг ЖКХ до уровня рекомендаций МВФ, который обещает кредит), и именно эти чиновники станут или пожарной командой, или мальчиками для битья. В зависимости от результатов и реакции населения».
Действительно, как раз «реформаторы» из президентского окружения много говорили о неизбежности таких непопулярных мер, как увеличение пенсионного возраста, повышение тарифов ЖКХ и отказ от поддержки промышленности через инфляционные механизмы. По сути, теперь президент предложил им этим и заняться – под их же ответственность.
С другой стороны, нынешний состав кабинета министров хотя и был сформирован «аварийно» на фоне кризиса декабря 2014-го, но на протяжении года он смог обеспечить стабильность (прежде всего валютно-финансовую) – и это на фоне подготовки и проведения президентской кампании. То есть правительство доказало свою состоятельность, хотя и не смогло избежать значительного падения производства и объемов внешней торговли.
Возможно, мы бы увидели новые лица в правительстве, если бы глава государства окончательно определился со стратегией развития страны на следующие пять лет. Однако пока все указывает на то, что такой стратегии еще нет. Косвенное тому доказательство – то, что до сих пор не проведено Всебелорусское народное собрание. А ведь именно на том мероприятии президент традиционно рассказывает о том, как будет развиваться Беларусь в очередные пять лет его правления. Но, похоже, сказать пока нечего.