Мать похищенного генерала Юрия Захаренко требует от Следственного комитета и Генерального прокурора конкретных действий.
Об этом пишет сайт «Белорусского документационного центра».
11 декабря 2015 года Ульяна Захаренко отправила председателю Следственного комитета Ивану Носкевичу и Генеральному прокурору Александру Конюку очередные жалобы.
Комментирует ситуацию руководитель «Белорусского документационного центра» Раиса Михайловская.
- Предыдущая жалоба Ульяны Григорьевны Захаренко, отправленная в октябре бывшему Председателю СК РБ Валентину Шаеву в отношении незаконных действий (бездействия) следователя Варавко - начальника отдела главного управления процессуального контроля Центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь в части производства им предварительного расследования по уголовному делу, ответом Первого заместителя Председателя СК РБ Волкова А. А. от 2 ноября 2015 года № з-4967 оставлена без удовлетворения, - заявила она. - При этом необходимо отметить, что конкретные мотивы отказа и ссылки на нормы уголовно-процессуального законодательства в письме отсутствуют.
Мать Юрия Захаренко считает действия следователя незаконными, необоснованно затягивающими предварительное расследование и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности. В той же жалобе она требовала объединить уголовные дела всех исчезнувших политиков и квалифицировать их по статье ст. 128 УК РБ (в редакции 1999 года) – преступления против человечности.
Ответ первого заместителя председателя Следственного комитета Волкова практически ничем не отличается от предыдущих писем, которые Ульяна Григорьевна получала на свои жалобы: «Оснований для удовлетворения жалобы не имеется. Срок предварительного расследования по уголовному делу по факту исчезновения Вашего сына обоснованно продлен в связи с необходимостью проведения следственных и иных процессуальных действий по проверке различных версий произошедшего».
- Аналогичную жалобу на незаконные действия (бездействие) следователя Варавко в октябре 2015 года Ульяна Григорьевна направила в адрес Генерального прокурора Александра Конюка для принятия к следователю мер прокурорского реагирования. Ответом начальника управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Севрука от 30 октября 2015 года № 1501-593-99 ей отказано в рассмотрении жалобы по существу и сообщено, что её «обращение» направлено в соответствии с компетенцией для рассмотрения руководству Следственного комитета Республики Беларусь.
Указанный ответ обжалован Генеральному прокурору со ссылкой на Закон «О прокуратуре Республики Беларусь и статьями 138, 139 УПК, нормы которых возлагают на Генеральную прокуратуру Республики Беларусь рассмотрение жалобы Ульяны Захаренко по существу и принятие мер прокурорского реагирования в порядке надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования.
Практически Ульяна Григорьевна в очередной раз получила от государственных органов, обязанных в силу своей компетенции защищать её интересы, ничем не обоснованные отписки. Не будем считать руководящие органы Следственного комитета и Генеральной прокуратуры некомпетентными в своем деле. Если они дают такие ответы, значит, им есть что скрывать от матери исчезнувшего политика и общественности.
В ответ на вышеуказанные письма юристы БДЦ подготовили для Ульяны Захаренко жалобы в адрес руководителей Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, в которых подробно изложили необходимость проведения конкретных следственных действий «по проверке различных версий произошедшего» с указанием конкретных имен граждан, владеющих информацией по делу, а именно:
1. Допросить подозреваемых: Виктора Шеймана, Юрия Сивакова, Дмитрия Павличенко, Николая Васильченко об известных им фактах и событиях, относящихся к исчезновению Юрия Захаренко.
2. Допросить бывшего начальника Криминальной милиции Николая Лопатика, бывшего Генерального прокурора Олега Божелко, бывшего председателя КГБ Валерия Мацкевича, заместителя Генерального прокурора Михаила Снегиря, обладающих сведениями, послуживших основанием к задержанию и допросам Дмитрия Павличенко.
3. Допросить офицеров и военнослужащих Мекиянца, Балынина, Будько, Коклина, Мурашко и других сотрудников, которые, возможно, принимали участие в похищение Юрия Захаренко, а также проверить на причастность к похищению Юрия Захаренко Валерия Игнатовича, Алексея Гуза, Максима Малика и Сершея Савушкина.
В жалобах содержится также требование о завершении предварительного расследования в установленные законом сроки и направлении уголовного в суд.