Уходящая пятилетка запомнилась амбициозными планами властей по модернизации экономики. Однако результат от реализации таких планов оказался невелик.
Так, согласно оценкам Минэкономики, Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы, которая была направлена на модернизацию белорусской экономики, по многим параметрам провалена, пишут «Белорусские новости».
На старых технологиях новая экономика не появится
В уходящей пятилетке экономический рост, согласно официальным планам правительства, должен был составить 62-68%. Предполагалось, что эта задача в 2011-2015 гг. будет решена за счет «радикальной модернизации всех секторов экономики, создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств».
Увы, вместо ожидаемых 62-68% экономический рост в уходящей пятилетке может составить всего 6,2%, то есть в 10 раз ниже запланированного. Такой скромный результат, очевидно, является в том числе следствием того, что планы по модернизации предприятий не смогли вывести национальную экономику на принципиально новый уровень развития.
Подтверждение тому — итоги выполнения Государственной программы инновационного развития на 2011-2015 годы. Документ предусматривал «формирование нового сегмента экономики — высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам».
По факту, констатирует сегодня Министерство экономики, «определенные успехи достигнуты в формировании сектора информационных технологий», однако в целом картина в реальном секторе совсем не радует.
«Доля высокотехнологичных производств — чуть более 2%. При этом высоко- и среднетехнологичные сектора экономики отличаются высокой импортоемкостью (более 50% промежуточного потребления приходится на импорт)», — говорится в статье начальника управления науки и инновационной политики Минэкономики Дмитрия Крупского, опубликованной в последнем выпуске «Экономического бюллетеня», издаваемого институтом Минэкономики.
Государственная программа инновационного развития предполагала, что будет увеличиваться удельный вес инновационной продукции, расти доля инновационно активных организаций, а также внутренних затрат на научные исследования. В действительности же получилось, что в нынешней пятилетке все упомянутые показатели снижались.
На этом основании начальник профильного управления Минэкономики приходит к выводу, что результаты, запланированные в Государственной программе инновационного развития, «в целом не получены».
По оценкам Минэкономики, «нарастание технико-технологического отставания Беларуси от экономически развитых стран продолжается». И это при том, что производительность труда в белорусской промышленности и так почти в 4 раза ниже, чем в странах Евросоюза.
«В технологической структуре экономики по-прежнему доминируют виды экономической деятельности, базирующиеся на технологиях III и IV технологических укладов», — подводит один из результатов выполнения Государственной инновационной программы Дмитрий Крупский.
Что касается технологий V технологического уклада, то в развитых странах они формируют порядка 50% ВВП, а в Беларуси — лишь около 10%.
Понятно, что при сохранении старых технологий «новый сегмент экономики», создание которого предусматривала госпрограмма инновационного развития, возникнуть не может.
Советское прошлое не отпускает экономику
Эксперты, которые постоянно отслеживают ситуацию в белорусской промышленности, отмечают, что модернизация в последние годы имела слабое отношение к инновационной деятельности.
«Модернизация, которой мы занимались, являлась не инновационной деятельностью, а была апгрейдом традиционных секторов экономики. Предприятия меняли старое оборудование на новое, меняли поставщиков комплектующих и материалов, но, в конечном счете, продолжали выпускать продукцию прежнюю, которую научились делать еще в советские времена», — констатирует заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Значительное отставание белорусской промышленности от европейской по уровню производительности труда с учетом сказанного вполне закономерно, считает экономист.
«Производительность труда определяется технологичностью. У нас за последние 20 лет не было построено ни одного полноциклового машиностроительного предприятия. Производственная база у нас сохранилась с советских времен, поэтому ничего удивительного нет в том, что производительность труда в нашей промышленности значительно ниже, чем в Европе», — говорит Георгий Гриц.
По наблюдению экспертов, структура распределения государственных средств, сохранявшаяся в стране долгое время, не способствовала формированию инновационной экономики.
«Куда шли в основном наши инвестиции, бюджетные средства? Жилищное строительство и сельское хозяйство. Мы хотели в результате получить новую экономику, инновационную? Такого не бывает!» — говорит почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей.
По его мнению, новая экономика может появиться только в случае прихода в страну инвестиций.
«За счет только бюджетных средств мы не в состоянии построить новую экономику. Поэтому в стране должен быть сформирован привлекательный деловой климат, который бы способствовал привлечению инвестиций», — отмечает Бадей.
По его мнению, деятельность Парка высоких технологий, резидентам которого предоставлены налоговые льготы, доказала, что особые правовые режимы могут способствовать притоку инвестиций и развитию инновационной деятельности в стране. Без нее, считают эксперты, новое лицо у белорусской экономики никогда не появится.