Эта история вообще, как мало какая другая в настоящий момент, — про нас.
Знаю, что вас порядком утомили ежедневные умильные рассказы про дружбу тигра Амура и козла Тимура. Вы воспринимаете это как нечто, отвлекающее вас от реальности. Типа Киселева — только про зверушек и с виду безобидно.
Но ведь это не про зверушек! Эта история вообще, как мало какая другая в настоящий момент, — про нас. Вы просто прочтите внимательно, что говорят надоевшие вам зоологи и зоопсихологи!
Тигр по всем раскладам должен был съесть этого козла. А козел по всем раскладам должен был покорно исполнить роль жертвы. Все представление заняло бы те несколько минут, что тигр взял бы на неспешное размышление, и те несколько секунд, которые понадобились бы ему на погоню с заранее ясным финалом на ограниченном пространстве.
Тигру таких козлов привели не один десяток, наверное. И все они вели себя одинаково! И тигр вел себя одинаково, воспринимая покорность рогатого животного как само собой разумеющуюся. Покорность и страх. Но тех козлов — их растили на убой. Они были потомственными кормовыми козлами, как я понимаю. Страх был у них в генах.
А Тимура купили у какого-то местного жителя. Козлов он прежде не видал, с хищниками дела не имел и бояться заранее никого не собирался. И потому никуда при встрече с тигром не побежал. А подошел его и понюхал! А потом залез в его домик, вынудив тигра ночевать на крыше. А теперь вот, как свидетельствуют местные товарищи, во время снегопада снова пришел и разлегся в доме тигра. И тигру пришлось на улице остаться, мокнуть и мерзнуть.
Вот теперь и скажите мне: разве не про нас всех эта история? Не про генетический страх и вековую покорность? Не про «что воля – что неволя»? Не про то, как склоняем мы голову заблаговременно перед сильными мира сего, у которых якобы априори есть право быть хищниками и использовать нас как жертв?
Разве эта история не про тех немногих, которые плевали на заранее утвержденный распорядок и смело пошли против тигров? Просто взяли и в один прекрасный день никуда не убежали. Без паники подошли к «тигру» и понюхали его.
А если бы среди нас таких Тимуров было хоть чуток побольше? Может, тогда тигры и полезли бы понуро ночевать на «крышу»? Чтобы не эти тигры нам свою волю диктовали, а мы им!
И вообще! Если разобраться, то еще вопрос, кто там из них козел, а кто настоящий тигр!
Так что не фыркайте, нос не воротите, а следите внимательно за перипетиями в Приморском сафари-парке. И представляйте всякий раз себя на месте тигра. Или козла. Собственно, таков сегодня выбор и есть.
Антон Орехъ, «Ежедневный журнал»