Чем может закончиться для «белорусского экономического чуда» геополитическая игра официального Минска?
Об этом журналист «Белсата» беседует с экономистом Леонидом Злотниковым.
Насколько трудно будет Беларуси справиться без денег, которые ранее обещала Москва?
- Знаете, по моим расчетам, сейчас мы потребляем на $ 600-800 млн (в месяц) больше, чем позволяет экономика. Если мы и получим этот российский кредит – теперь это не $ 3 млрд, а $ 2 млрд – это не так уж много. Хватит только на квартал, а дальше – снова проблемы.
- А дальше – возможно, кредит от МВФ?
- Может быть, но это маловероятно. Потому что мне нравится версия Александра Федуты, согласно которой, Беларусь пробует, не порвав отношения с Москвой, получить хотя бы первый транш кредита – $ 500-600 млн. А поскольку придется уступить России, то тогда МВФ не даст кредита.
- Вы как раз представили свой доклад, в котором анализируется, что выбирают белорусы: Восток или Запад. Сейчас именно глава МИД Владимир Макей был в Брюсселе, общался там с представителями ЕС, в то время как Лукашенко ездил в Москву. А что выбирают белорусы?
- Есть социологические опросы, которые проводятся уже три года подряд журналом «Евразийский монитор». И результаты исследования следующие: касательно культурных и экономических связей, россияне хотят меньше всего вступать в интеграцию со странами Евразийского союза. Они упираются еще больше, чем белорусы.
Они хотят детей своих учить за границей, сами хотят туда ездить отдыхать. И русские, и белорусы, и украинцы ориентируются на развитые капиталистические страны. Больше всех – россияне.
- Насколько далеко мы сегодня от уровня жизни в странах Балтии и Польше, на одном уровне с которыми мы когда-то жили? И не результатом ли такого разрыва являются наши отношения с Россией?
- Россия постоянно нам помогала. И субсидии России по энергоносителям с 1996-го по 2013-й, по моим расчетам, составили около $ 100 млрд. Такой единый интегральный показатель, по которому можно оценивать, это не ВВП на душу населения, который в Беларуси завышен, по моему мнению, в 1,8 раза. Главный показатель – какой процент своих доходов население тратит на питание.
Белорусы теперь тратят очень много, где-то 50% своих доходов, примерно, как и в Украине. В Польше эото показатель – примерно 27%, в Германии – 14%. Это самые бедные страны в Европе – Украина и Беларусь.