Россия может разместить уже в ближайшее время в Беларуси новейшие ядерные комплексы «Рубеж».
Польша рассматривает возможность присоединения к программе НАТО Nuclear Sharing, заявил недавно в эфире телеканала Polsat News 2 заместитель министра обороны этой страны Томаш Шатковски.
Суть программы заключается в том, что на территории ряда европейских стран хранятся американские ядерные бомбы и боеголовки для оснащения носителей (самолетов и/или ракет), находящихся на вооружении этих государств.
Сейчас в программе Nuclear Sharing участвуют Бельгия, Германия, Италия, Голландия и Турция. На Польшу и другие страны, принятые в НАТО после 1990 года, действие программы не распространяется. Это было оговорено соглашением с Россией и трактовалось как одно из условий ее лояльного отношения к расширению Североатлантического альянса. Немаловажно и то обстоятельство, что Польша является участницей Договора о нераспространении ядерного оружия.
Между тем замглавы польского оборонного ведомства в нашумевшем телевыступлении отметил: «…В политическом плане мы хотим покончить с тем, что страны НАТО делят на две категории. Работает неписаное правило, что на территории новых членов позволено чуть меньше, если мы говорим о размещении войск западных союзников или о ядерном оружии».
На прямой вопрос, будет ли Минобороны стремиться к включению Польши в программу Nuclear Sharing, Томаш Шатковски ответил, что пока «мы продумываем конкретные шаги», но, во всяком случае, «укрепление ядерного сдерживания для предотвращения войны необходимо».
Через несколько часов после заявления замминистра на сайте Министерства национальной обороны Польши было опубликовано уточнение, что «в данный момент никаких работ по присоединению нашей страны к программе Nuclear Sharing не ведется».
Но и этот текст свидетельствует, что в принципе возможность такого развития событий не исключена. Отмечено, что «высказывание Шатковского следует понимать в контексте появившихся в последнее время комментариев влиятельных западных аналитических центров, которые говорят о дефиците средств ядерного сдерживания НАТО на его восточном фланге», в связи с чем следует «рассмотреть различные варианты, в том числе какую-то форму участия Польши в вышеуказанном соглашении».
Высказывания высокого чина польского оборонного ведомства вызвали весьма неоднозначную реакцию экспертного сообщества в самой стране.
По мнению экс-главы Министерства национальной обороны Томаша Семоняка, «опровержение со стороны министерства пришло слишком поздно и было недостаточно решительным. В мир уже отправилось сообщение, что Польша хочет иметь ядерные вооружения».
А эксперт по международным вопросам профессор Роман Кузьняр считает, что если Польша будет и дальше поднимать эту тему, то неминуем международный скандал.
На этом фоне весьма необычно выглядит отсутствие реакции на заявление Шатковского со стороны официальных кругов России, которая всегда выступала с демаршами по похожим поводам.
Достаточно вспомнить скандал, разыгравшийся по поводу сообщения немецкого телеканала ZDF 22 сентября о том, что США намерены разместить на немецкой военной базе Бюхель 20 новейших авиабомб B61-12 (24 сентября в Вашингтоне опровергли эту информацию и заверили, что серийное производство B61-12 начнется не ранее 2020 года).
Практически все российские эксперты тогда сошлись во мнении, что если американцы будут продолжать размещать на территории европейских стран тактическое ядерное оружие и базы, то в ответ следует размещать оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер» не только в Калининградской области, но и, как утверждал ряд комментаторов, в западных регионах Беларуси. А при худшем варианте развития событий на передовые авиабазы выдвинутся российские самолеты — носители ядерного оружия.
Но вот польское официальное лицо заявило о принципиальной возможности размещения ядерного оружия практически на самом пороге России — и не последовало никакой реакции Кремля. Почему?
Возьмем на себя смелость утверждать, что все гневные слова уже были сказаны раньше и теперь настал черед реализации ранее оглашенных ответных мер. Что косвенно подтверждается усилением давления Москвы на Минск по поводу создания авиабазы на белорусской территории. И в свете заявления Шатковского у Беларуси остается все меньше аргументов для защиты своей позиции.
Более того, если вопрос об участии Польши в программе Nuclear Sharing действительно перейдет в практическую плоскость, велика опасность того, что Россия пойдет на денонсацию Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), и это оружие вновь появится в Беларуси. Что самим белорусам абсолютно ни к чему. В советские времена на нашей земле уже был сконцентрирован мощный арсенал ядерного оружия и, соответственно, Беларусь была одной из главных целей для НАТО.
Напомню, на территории тогдашней БССР базировалась крупнейшая группировка ядерных ракет средней и меньшей дальности — до трети их общего числа в СССР. На 28 базах и объектах было размещено 318 ракет средней и 271 ракета меньшей дальности.
Отдельно следует упомянуть о 267 пусковых установках самого современного тогда мобильного ракетного комплекса РСД-10 «Пионер» (SS-20 Saber по классификации НАТО). Дальность его стрельбы в последней версии достигала 5500 км. Разделяющаяся головная часть каждой ракеты была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения, мощность каждого составляла 150 килотонн.
Нельзя не вспомнить и о надолго (почти на 40 лет) запрятанных в белорусских лесах 45 ракетных монстрах P-12 (SS-4 Sandal) стартовым весом в 42,2 т. Их относительно небольшая дальность (2000 км) и чрезвычайно низкая точность компенсировались мощностью боезаряда в 1 мегатонну.
Еще больше смертей обещали Европе своими боеголовками эквивалентом в 2 млн т тротила чуть более молодые Р-14 (SS-5 Skean). Правда, на территории БССР их базировалось всего 6.
Помимо этого, на нашей земле было «рассыпано» множество всякой ракетной «мелочи» — оперативно-тактических и тактических комплексов: 179 мобильных ОТР-22 «Темп С» (SS-12B Skaleboard), способных доставить на 900 км боезаряд в 500 килотонн, 92 ОТР-23 «Ока» (SS-23 Spider): дальность — 400 км, боезаряд — 500 килотонн.
В период с 1988 по 1991 годы, на закате СССР, 589 ракет из этого арсенала было ликвидировано в соответствии с Договором РСМД. Но на этом эпопея Беларуси как ракетно-ядерной державы не закончилась, только в 1996 году завершился вывод с ее территории 10 полков (81 пусковая установка) стратегических мобильных ракетных комплексов РС-12М «Тополь» (SS-25 Sickle).
И вот замаячила перспектива возврата в Беларусь оружия массового поражения. И это, возможно, будут не только «Искандеры» в ядерном снаряжении, но и новейшие российские комплексы «Рубеж».
Александр Алесин, «Белорусские новости»