Международная исследовательская компания Nielsen подсчитала, что абсолютным лидером контрабандных и контрафактных сигарет на территорию России в 2015 году стала Беларусь. На долю поставок из этой страны приходится 30,8% контрабандной продукции на российском рынке (еще 3,5% приходится на белорусский контрафакт) — по подсчетам экспертов, это порядка 1% всего российского рынка сигарет.
Второе место по поставкам нелегальных сигарет занимает Кыргызстан — на ее долю приходится 8,19%, третье — Казахстан с 8,08%, и четвертое место с долей 7,77% от нелегального рынка — Украина.
По данным Nielsen, контрабанда и контрафакт занимают 1% российского рынка сигарет (0,8% — нелегально ввезенная контрабанда, 0,2% — нелегально произведенный контрафакт). По оценкам участников табачного рынка, это 2,6 млрд сигарет — что составляет 8,8 млрд росс. рублей в денежном выражении. Гендиректор информационного агентства «Русский табак» Максим Королев оценивает общую долю нелегальной продукции выше, в 2%, то есть в 7 млрд сигарет, или 20 млрд росс. рублей.
Эксперты Nielsen исследовали пустые пачки из-под сигарет в бытовых отходах домохозяйств по всей России. Было собрано 15 тыс. пачек (из них 3 тыс. в приграничных городах с Украиной, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Грузией, Азербайджаном, странами Балтии, Финляндией, Монголией, Китаем, Японией и Северной Кореей).
Исследователи в первую очередь обращали внимание на присутствие признаков контрафактности — качества самих пачек, оценивали наличие или отсутствие акцизных марок, а также анализировали надписи на национальных языках (например, предупреждающие надписи о вреде табачной продукции пишут на языке той страны, где она была произведена).
Что касается конкретных производителей, продукция которых становится контрабандой, то лидером указана Гродненская табачная фабрика «Неман» на территории Беларуси. Ее марки NZ, Fest и Minsk cоставляют треть от всех сигарет, ввезенных в страну без уплаты налога. Эта продукция выпущена легально, но не может продаваться в России, так как не имеет российских акцизных марок, а лишь белорусские, пишет «Известия». Ее стоимость не превышает 34 росс. рублей за пачку (средняя стоимость пачки сигарет в России — 68 росс. рублей).
Производителями контрабанды из других стран, как правило, являются местные подразделения транснациональных табачных компаний. Например, на «иностранные» поставки производства PMI приходится 20,70% контрабандных сигарет, 16,51% контрабанды табака в России — это продукция, произведенная заводами JTI в других странах, 10,96% — это доля продукции BAT, нелегально ввезенной в страну. Меньше всего контрабанды марок, производства Imperial Tobacco (7,45%), Baltic Tobacco (7,41%) и «Донского табака» (1,56%).
Замгендиректора фабрики «Неман» Дмитрий Чугай сообщил «Известиям», что фабрика не поставляет свою продукцию в Россию, вся она реализуется внутри страны. То, что попадает в качестве контрабанды на российский рынок, привозят мелкие перекупщики, и это проникновение — результат приграничной торговли.
«Что касается предотвращения контрабандных поставок, то по законодательству Республики Беларусь свободно на территорию Российской Федерации можно провезти до 200 сигарет (один блок). Перевозку большего объема без сопроводительных документов могут изъять вместе с транспортным средством, — сообщил Чугай. — С июля 2015 года все перевозчики табачной продукции, работающие напрямую с фабрикой, оснащены датчиками слежения. Перевозчика ждет конфискация, даже если его маршрут поставки не соответствует информации в сопроводительных документах».
Российские представительства транснациональных компаний убеждены, что контрабанду не удается пресечь, пока не гармонизированы табачные акцизы между странами — участницами ЕАЭС, а частные поставки процветают без ведома производителей, пока отдельным перекупщикам выгодно торговать в России белорусскими, казахскими или киргизскими сигаретами. Однако проект соглашения по гармонизации акцизов до сих пор так и не согласован между странами ЕАЭС (позиции должны были согласовать до 1 декабря, но из-за разногласий между Россией и Беларусью перенесли на 18 декабря).
«Мы поддерживаем идею гармонизации табачных акцизов в Евразийском экономическом союзе. Выравнивание табачных налогов позволит устранить одну из главных причин распространения нелегальных сигарет в России — разницу в ценах с соседними странами. Сейчас из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу. Если в Беларуси пачка сигарет стоит в среднем 35 рублей, в Армении — 41 рубль, а в Кыргызстане — 30 рублей, то в России средняя цена — 68 рублей за пачку. Разница в ценах провоцирует нелегальный переток табачной продукции из соседних стран. Пока разрыв в ценах между соседними странами остается таким высоким, угроза развития теневого сектора в табачной отрасли сохраняется», — говорит директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
По мнению вице-президента компании JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергея Киселева, отсутствие согласованной позиции стран ЕАЭС обусловлено в том числе и спорным предложением с белорусской стороны, которое оставляет возможности для нелегального распространения продукции Гродненской табачной фабрики в России.
10 ноября коллегия ЕЭК одобрила проекты соглашений по гармонизации ставок акцизов на алкоголь и табак для государств ЕАЭС (куда кроме России входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан). Как сказано в проектах, цель — «создание надлежащих условий для функционирования» рынков». Проектом соглашения предлагалось ввести в 2016 году ставку на табак в размере 22 евро за 1 тыс. штук (0,44 евро за пачку), в 2020 году — 32 евро за 1 тыс. штук (0,64 евро за пачку). При этом для Армении, Кыргызстана и Беларуси предполагалось отклонение от ставок на 10–55% в различных случаях. Для России и Казахстана допускалось отклонение на 10–30%. При расчете применялся среднегодовой курс евро «к соответствующей национальной валюте государства-члена».
К концу ноября Беларусь выступила с предложением ввести в соглашение норму о возможности менее быстрыми темпами гармонизировать акцизы для своей низкоценовой продукции (1 ценовой категории). С 2016 года допустимый уровень отклонения от индикативной ставки в меньшую сторону для дешевой белорусской продукции предложено установить в размере 65%, в 2017-м — 60%, в 2018-м — 58%, в 2019-м — 56%, а в 2020 году разрыв должен составить 30%. Российская сторона не поддержала нововведение. Новое обсуждение гармонизации запланировано в ЕАЭК на 18 декабря с дальнейшим вынесением на межправительственный совет 21–23 декабря.
По мнению производителей, сохранение разницы в ставках акциза между членами Евразийского экономического союза, в том числе и для сигарет отдельных ценовых групп, может в итоге обернуться сокращением доходов государственного бюджета с табачных акцизов. Сергей Киселев отметил, что в 2014 году федеральный бюджет недополучил более 21 млрд росс. рублей с табачных акцизов, в том числе вследствие распространения дешевой нелегальной продукции.