Оптимизм меркнет при беглом знакомстве со статистикой внешней торговли в ЕАЭС.
На прошлой неделе в Минске презентовали консолидированный дистрибьюторский центр белорусской продукции в РФ. Торговая организация с головным офисом в Новосибирске обещает заниматься продвижением белорусской продукции в Сибири и на Дальнем Востоке – там, куда она раньше не доходила.
«У нас есть возможность наполнить продовольственный рынок восточной части России качественной белорусской продукцией. Интерес к этому был давно, но в силу удаленности не всегда для этого была возможность. Тут важны консолидированные усилия и логистические цепочки», – рассказала на пресс-конференции руководитель дистрибьюторского центра россиянка Татьяна Глазунова.
В пример ценных для Сибири белорусских товаров она привела почему-то картошку. «Вашу знаменитую картошку съедает Москва. До нас она просто не доходит. Очень немного белорусских сыров представлено у нас», – посетовала Глазунова.
Центр планирует оказывать финансовые, юридические и логистические услуги, так что в скором времени бульбу made in Belarus смогут есть даже в Хабаровске и Южно-Сахалинске.
«Прирост экспорта будет в разы»
Вообще российские гости излучали оптимизм в отношении перспектив белорусско-российской торговли в новом году. Генеральный директор Евразийского агентства международного сотрудничества, член Российско-белорусского делового совета Александр Ольшанский призывал сильно не переживать из-за периодически возникающих конфликтов с Россельхознадзором: мол, с кем не бывает, в российских продуктах тоже находят всякую пакость, и вообще проверки оздоравливающе действуют на предприятия.
По его словам, заключение контрактов на 2016 год идет полным ходом, и в свете антизападных и антиукраинских санкций у Беларуси есть все шансы увеличить поставки продовольствия, одежды и даже сувенирной продукции, особенно в ценовом сегменте выше среднего.
«Прирост экспорта по отдельным позициям будет в разы, где-то на порядки», – радостно заверил Ольшевский.
В то же время он признал, что отдельные позиции Беларусь в этом году утратила почти полностью. В некоторых случаях белорусов неожиданно обогнали конкуренты по ЕАЭС. Якобы в традиционно белорусской нише – сухое молоко – часть российских потребителей переключились на поставки из Кыргызстана, которые оказались дешевле. Казахстан стал поставлять бакалею, вплоть до печенья. А в нише плодоовощных консервов Беларусь стала вытеснять Армения.
Продать и не разориться
Оптимизм и вовсе меркнет при беглом знакомстве со статистикой внешней торговли в ЕАЭС.
При общем снижении товарооборота Беларуси со странами ЕАЭС на 27,4% по итогам 10 месяцев 2015 года экспорт товаров падает гораздо более высокими темпами, чем импорт.
Так, экспорт составил 9,3 млрд. долларов (на 33% меньше, чем за 10 месяцев прошлого года), импорт – 14,2 млрд. долларов (на 23% меньше). Отрицательное сальдо – почти 5 млрд. долларов, этот показатель на 306 млн. долларов хуже, чем годом ранее.
Данные об экспорте основных видов товаров в Россию демонстрируют еще одну негативную тенденцию: стоимостной объем поставок снижается большими темпами, чем количественный. То есть продаем за бесценок.
В списке товарных позиций только грузовые автомобили показывают положительную динамику по цене. При снижении продаж в натуральном выражении более чем на 64% в долларах США поставщики потеряли только 38%.
Большинство остальных наименований демонстрируют дважды отрицательный результат: падают в количестве, но еще быстрее – в цене. Например, продажи тракторов и седельных тягачей в штуках упали на 38%, а в деньгах – на все 54%. Сельскохозяйственной техники в штуках продали на 19% меньше, а в деньгах – на 62%, нефтепродуктов – на 47 и 64% соответственно.
Самый большой стоимостной разрыв, пожалуй, у электрических трансформаторов. За 10 месяцев их поставки в Россию выросли на 44%, зато денежная выручка сократилась почти в два раза – на 47%. То есть продали почти в 3 раза дешевле, чем в прошлом году.
Значительное снижение долларовой цены поставок наблюдается по молочным и мясным позициям. Например, поставки сливочного масла в натуральном выражении выросли на 37%, в денежном упали на 20%. Поставки сыра в «натуре» выросли на 13%, в деньгах – снизились на 19%.
Показательны в этом отношении плодоовощная продукция и рыба, поставки которых постоянно становились предметом конфликтов с Россельхознадзором. Рыбы соленой, сушеной, копченой за 10 месяцев Беларусь поставила в Россию на 109% больше, чем в прошлом году. Однако по ценам вдвое ниже прошлогодних, так что валютная выручка от этой статьи экспорта выросла всего на 6%.
То же самое с яблоками и грушами: объемы выросли на 121% при росте выручки всего на 32%. Картофель: объемы выросли в полтора раза, выручка упала на 4%. Томаты: объемы увеличились на 30%, выручка сократилась на 12%.
«Конечно, в российских рублях»
Этот разрыв между ценой и объемами наблюдается в торговле со всеми странами ЕАЭС, но особенно он велик в торговле с Россией.
Очевидно, это объясняется тем, что с Казахстаном, Кыргызстаном, Арменией торговля идет в твердой валюте, а с Россией – в российских рублях. То есть к девальвационным потерям добавляются потери от диспаритета между российским и белорусским рублем.
В этом году курс российского рубля шатался в коридоре от 207 до 289 BYR/RUB, и это не добавляло стабильности белорусским экспортерам, которые утверждают, что работают на пределе рентабельности уже при курсе 260 BYR/RUB.
Сейчас как раз этот пограничный случай: с конца ноября российский рубль на торгах БВФБ начал слабеть и последнюю неделю торгуется ниже отметки 260 BYR/RUB. Предприятия-экспортеры стонут и просят синхронизировать девальвацию белорусской и российской валюты. «Крепкий» белорусский рубль снижает конкурентоспособность на российском рынке и тянет ко дну.
Ничто не предвещает, что в новом году эта ситуация изменится в лучшую сторону. «Конечно, в российских рублях, – ответил на вопрос о валюте заключающихся сейчас экспортных контрактов на 2016 год Ольшевский. – Мы ориентируемся на уход от долларов».
Но торговля, конечно, продолжается, потому что кому еще продавать наше добро? В этом смысле создание дистрибьюторского центра в Новосибирске может символизировать тяжелый кармический путь белорусской промышленности. Чтобы за бесценок продать плоды отечественного труда, мы будем преодолевать расстояния в тысячи километров. В Сибирь.
Причем отнюдь не по воздуху. Как выяснилось, «Белавиа», в 2012 году торжественно открывавшая регулярный рейс Минск – Новосибирск, больше по этому маршруту не летает. Наверное, оказалось невыгодно.
Полина Легина, «Белрынок»