Белорусы должны перестать бояться и идти до конца, заявил фигурант «дела граффитистов».
27-летний Вячеслав Косинеров - один из фигурантов «дела граффитистов» - рассказал сайту palitviazni.info о своих увлечениях и убеждениях.
- Я имею высшее образование, - говорит Вячеслав Косинеров. - Историк, окончил БГУ по специальности общая история. Сфера моего любопытства во время обучения в «альма матер» - западные славяне в средневековье...
- Одним словом, вы - гуманитарий...
- Что касается моего детства и юности, то моя жажда знаний в детстве и юности как раз и вела меня в гуманитарные сферы обучения. Еще со школьной скамьи я очень заинтересовался сутью исторических процессов, пытался находить закономерности и различия, а с тем - и подобия в рамках различных политических, социальных и культурных формаций.
Кстати, учился я в англоязычном классе, при этом там же, во время получения среднего школьного образования, успел несколько лет поучить и немецкий язык...
- Рисовать тоже в школе учились?
- С изобразительным искусством отношения складывались труднее, это давалось мне не так легко. Первое знакомство с чем-то серьезным - это начало 2000-х, повальная мода на хип-хоп, а с тем - и на граффити. Это были не те красивые рисунки, иногда наоборот - довольно непонятные сокращения и удивительные по внешнему виду надписи. Но если ты был «в теме», то понимал их. Для нас всех тогда, совсем зеленых юнцов, это были первые шаги самовыражения. Глотком воздуха, если ты что-то мог донести в мир через хоть и кривую, но твою собственную надпись.
- Насколько я понял, глубинным содержанием те граффити не были отмечены?
- Безусловно. Скорее это были собственные имена, названия наиболее почитаемых групп, просто картинки. Но со временем мы росли, менялись и наши произведения.
Кому-то, кто привычен к серости стен и своих собственных дней, такое творчество может показаться проявлением неуважения, детством или просто глупостью. Но мы уже не первое десятилетие живем в информационном вакууме, где понятия цензура и различные запреты стали нам привычны, как солнце на востоке. Поэтому простите нас, если мы не видим другой возможности донести свою неотцензурированную мысль до общества...
- Можно ли сказать, что те граффити, из-за которых и было возбуждено уголовное дело, были вызовом настоящему?
- Непосредственно эти граффити, которые инкриминировались мне и моим друзьям, как действия хулиганского характера, стали ответом настоящему. Как любой чуткий человек, как человек с открытыми глазами, так и я с друзьями очень остро переживали события в нашей любимой стране и за ее пределами. Имея активную гражданскую и прочную политическую позицию, мы никогда не стеснялись выражать ее. Особенно тогда, когда общество целенаправленно запугали.
Конфликт в братской Украине, конфликт, развязанный силами, что во все времена унижали собственный народ - все это не могло не отразиться на нас. Наша действительность со всей решимостью восстала против того имперского нашествия, которое началось, против закрытых глаз нашего народа, который проглатывал ложь за ложью. Люди не замечали, что существует опасность для нашей независимости, для существования, как этноса и культурной единицы в семье народов мира. Постсоветская идеология правительства нашей страны в совокупности с открытой российской агрессией — разве этого не достаточно, чтобы любой честный белорус сказал громкое «нет!» этноциду своей культуры, языка, традиций?!.. И первое граффити должно было показать, что будущее нашей страны - вне прошлых вражеских нашей сущности режимов, которые в разной степени, но истребляли наше сознание физически, духовно и морально.
- Второе граффити...
- Второе граффити являлось ответом на испытания, которые поставила современная жизнь перед человечеством, и белорусами в том числе. Мы можем найти свою свободу только через революцию в наших головах, отринув страх и мертвые авторитеты, развивая себя физически, интеллектуально и духовно, помня историю и уважая традиции.
По третьему эпизоду тоже все просто - полагаю, любому белорусу понятно, что мы старались сказать. Мы живем в стране, где количество милиционеров превышает все нормы адекватности, что совсем не решает проблем с нарушением прав и преступлениями. Любой человек, кто хоть раз в жизни пытался высказываться свободно, не оглядываясь на цензуру и основную линию идеологии стабильности, сразу ощущал на себе пристальное внимание этих самых «стражей правопорядка». Не мне рассказывать о многочисленных случаях избиения невинных, незаконных приговорах. Любые гражданские инициативы, шествия, движения - уже ожидайте, что вы можете познакомиться с милиционерами ближе. Они сидят на своих бюджетных должностях и думают об одном - оставить все, как есть. Поэтому и баннеры с изображением этих самых сотрудников, да под лозунгом «Служу закону, народу, Отчизне», на мой взгляд, - это ложь. Ведь дела у нас создаются под людей, и если ты «неправильной политической ориентации», то будут угрожать, репрессировать тех, кто мешает загробному покою этой системы.
- Были ли к вам претензии со стороны собственника баннера?
- Во-первых, ущерб был оплачен. И даже сам предприниматель, который делал тот баннер, наверное, не желая брать грех на душу, хотел бы прекратить дело. Но это не остановило от продолжения преследования по уголовной статье.
- До сих пор помните, как вас задерживали?
- Задерживал специальный отряд быстрого реагирования противотеррористического отделения ГУБОП. Во время задержания вы - никто. Непродолжительное, но неприятное время, когда эти люди имеют возможность издеваться над вами - толкать, сбивать, пугать, ругать. Так произошло и со мной, когда меня забрали прямо из моей квартиры, где я находился с женой и дочерью. Позже, без свидетелей, (кроме своих соратников) один из бойцов решил потренировать на мне боксерский удар. Результат - двойной открытый перелом челюсти. Не очень приятно, но и не смертельно. Даже в моей ситуации, когда сейчас мне грозит инвалидность в результате операции. Впрочем, не стоит считать это чем-то достаточным, чтобы уничтожить человеческое достоинство и честь.
- Чем сейчас занимаетесь, и на какой результат в этом деле рассчитываете?
- Сейчас ситуация такова - граффити все-таки переквалифицированы по другой статье, за испорченные баннеры нас собираются судить с Вадимом Жеромским по ч. ст.339 УК («хулиганство» группой лиц), что грозит до 6 лет заключения. Но мы - не хулиганы, а вполне адекватные, сознательные молодые люди, которые имеют свою позицию и высказывают ее. И формулировка в той статье, где мы якобы унижаем общество, - не про нас. Мы как раз против издевательств над нашим обществом.
Впрочем, несмотря на все то, что произошло с нами, на то, что нам грозит, - никто духом не упал. Мы твердо стоим на своих позициях и не боимся говорить правду. Мы посещаем различные мероприятия, дружим с разными людьми, создаем вокруг себя ту матрицу взаимоотношений и тот вариант действительности, который может толкнуть нас вперед, к свободе мысли, действия, слова.
Как говорил один очень мудрый человек Мохандас Карамчанд Ганди: «Ты должен быть теми изменениями, которые видишь в будущем».
В заключение от себя хотелось бы добавить: никогда не бойтесь. Если имеете свою позицию, если нашли себя и увидели правду, идите до конца. Ваше достоинство и ваша гордость - единственное, что вы действительно имеете. Нужно бороться за то, чтобы в будущем заглянуть в глаза своим детям и друзьям без стыда.