Предприятия заканчивают год с миллионными убытками, закрплаты падают, безработица растет.
Своим взглядом на экономические проблемы Беларуси, ее достижения и перспективы с «Ежедневником» поделился экс-председатель Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич.
- Каковы, по вашему мнению, основные экономические проблемы Беларуси на данном этапе?
- Проблема в том, что нет новой программы развития экономики Беларуси. Нет программы модернизации управления госкомпаниями, которые убыточны, неэффективны, неконкурентоспособны. Речь идет о предприятиях вроде МАЗа, вроде Минского тракторного завода, «Гомсельмаша» и так далее. При этом остается старая команда в правительстве. Объявлен отказ от глубинных реформ, которые необходимы. Я убежден, что должно было быть понятно президенту, что если мы не хотим приватизации сегодня крупных госкомпаний, то нужна программа внедрения новой структуры управления госкомпаниями. Нужно забрать эти госкомпании из ведения Управлениями делами президента в министерство промышленности, министерство торговли передать все управленческие полномочия директорату самих компаний. То есть нужно что-то менять. Ведь мы видим, что происходит. У МАЗа еще за прошлый год убытки более 300 миллионов в долларовом эквиваленте, у других предприятий – 100-200 миллионов. Это полный провал экономики. И, на мой взгляд, необходимо хотя бы один вопрос поставить – нужно изменение структуры управления госкомпаниями.
- В следующем году ожидается небольшая инфляция. Можно ли это рассматривать в качестве позитивного аспекта деятельности экономики?
- Инфляция могла бы быть еще меньше. Потому что 12% на следующий год – это не позитивная инфляция. Но я бы сказал, что не критикую эту величину с показателем 12%. Потому что понимаю, что затраты должны покрывать издержки. Суть экономики: если ты тратишь 100 рублей на производство чего-либо, то должен от этого получить хотя бы 105 рублей. Если власти в рамках 12 % думают решить другие вопросы, в частности, удержание рентабельности предприятий, то это приемлемо. Но, конечно, надо переходить к величине инфляции, о которой неоднократно говорил Александр Лукашенко – ниже 10%. Однозначная величина инфляции должна быть, как минимум, и стремиться к 3% в год.
- Какие белорусские достижения в 2015 году вы могли бы отметить?
- Я вижу одно достижение – вручение Светлане Алексиевич Нобелевской премии. Это то, чем можно гордиться. А какие еще достижения? Если взять лупу, то, наверное, что-то еще можно увидеть. Например, центральные автодороги неплохие, дом, где я живу, хорошо отремонтировали. Есть какие-то такие достижения, но в целом, о чем говорить, если падает зарплата и начинается безработица?
- Что хорошего вы ожидаете от развития белорусской экономики в следующем году?
- Я недавно был на конференции индивидуальных предпринимателей, наслушался их. Они столько приводили примеров крайне негативного вмешательства в их маленький бизнес со стороны чиновников, что уши вянут. Поэтому у меня мало позитива осталось. Какой тут позитив, когда страна приведена в тупик, нет прогресса в экономике. Создают отдельные постановления в экономической сфере, где отдельные статьи – для служебного пользования. То есть тайные. Это – неправильно.
- Как вы оцениваете принятый бюджет Беларуси на 2016 год?
- Я его перестал даже анализировать. А что анализировать, если все лежит? Нужна программа оживления экономики, нужны реформы, нужно снижение налогообложения. Нужно, чтобы деньги шли на развитие. Но этого ведь ничего не делается.