Министр спорта, а в прошлом — замминистра по чрезвычайным ситуациям, Александр Шамко потерял как минимум 38 тысяч долларов.
В мае 2015 года министру спорта Беларуси продали 4-комнатную квартиру в Минске по цене ниже рыночной.
Александр Шамко в последний момент «вскочил» в строительство по улице Янковского, пишет «Наша Нiва».
Проблемный дом «МонолитГрада»
Государственный застройщик «Стройтех» (впоследствии реорганизованный в «МонолитГрад») возводил один из самых проблемных объектов города. Компания довольно быстро набрала дольщиков, однако со строительством не спешила. Процесс останавливался, а в отношении руководства «Монолитграда» возбуждались уголовные дела.
Одним из дольщиков был Алексей Ренейский, 38-летний директор консалтинговой компании «ФБК-Бел», член методологического совета по аудиторской деятельности Министерства финансов. Он заключил договор на строительство четырехкомнатной квартиры площадью 92 кв.м. Финансист заплатил оговоренную сумму, тем самым полностью выполнив свои обязательства, ему оставалось ждать выдачи ключей.
Однако ждать пришлось долго. Согласно договору, застройщик обязался сдать дом в эксплуатацию в июне 2011 года. Если бы «МонолитГрад» придерживался графика, девальвация не сильно сказалась бы на процессе строительства. Но ситуация складывалась иначе. Поэтому дольщиков попросили доплатить. Цена квадратного метра подскочила существенно, за самые большие квартиры доплата составляла до $10 тыс. Люди, естественно, возмутились. Но, большинство все же внесло дополнительную плату, рассчитывая ускорить строительство.
Надежды были напрасны, «МонолитГрад» по-прежнему затягивал строительство, дом с горем пополам сдали в эксплуатацию лишь в 2013 году, и то не полностью.
Два хозяина одной квартиры
Были и такие, кто не стал доплачивать, считая требования застройщика незаконными. Среди них и упомянутый выше Алексей Ренейский. «МонолитГрад» в одностороннем порядке разорвал договора с такими дольщиками, пообещав вернуть средства. Суммы должны были быть проиндексированы, однако для дольщиков это все равно оказывалось невыгодно. За свои квартиры они уже заплатили по «старому» курсу, а получили бы компенсацию по «новому».
«МонолитГрад» не придумал ничего лучшего, чем тут же перепродать четырехкомнатные квартиры несговорчивых дольщиков.
Именно тогда, весной 2014 года, покупателем квартиры, договор на которую заключал Ренейский, стал министр спорта и туризма Александр Шамко. Жилье он покупал уже в готовом здании — никаких рисков недостроенного дома. Квадратный метр обходился министру в $1134 в эквиваленте, и это была выгодная сделка.
Напомним, на тот момент в Минске не было ни одной новостройки, где квадратный метр стоил меньше, чем $1250, и это в домах, куда можно заселяться еще через год-два! А на вторичном рынке средняя цена квадратного метра составляла $1650 метров.
Шамко тогда отказался комментировать обстоятельства сделки, посоветовав обращаться к его адвокату.
Покупательницей второй «высвобожденной» квартиры была минчанка Маргарита Кривицкая. В интервью Onliner.by она пояснила, что у нее была двухкомнатная квартира в том же районе Сухарево. Узнав, что продается очень дешевая четырехкомнатная квартира, она срочно продала имевшуюся квартиру и приобрела новую, в доме на улице Янковского. С учетом цен на рынке, доплатить ей пришлось немного.
Решения суда
Первичные дольщики тоже не спали в шапку. Правда, первый суд в октябре 2014 года Виталий Гуринович — это «его» квартира досталась Кривицкой — проиграл. В чем же состояло противоречие между ним с одной стороны и «МонолитГрадом» с Кривицкой с другой?
Застройщик высылал дольщику заказные письма с требованием либо подписать дополнительное соглашение (а значит, доплатить около $10 тысяч), либо отказаться от подписания (и фактически согласиться на расторжение договора и возврат средств с соответствующими потерями). А Гуринович нашел лазейку в законодательстве. Он попросту не получал этих писем от застройщика, а значит — и дополнительного соглашения, и не обязан доплачивать никаких денег.
Однако судья Партизанского района трактовала закон по-своему. Она заявила, что Гуринович «не предоставил доказательств того, что корреспонденция не была им получена». И постановила оставить квартиру Кривицкой. Дольщик обжаловал решение — и Минский городской суд отправил дело на пересмотр.
Спустя год, в сентябре 2015 года, все оказалось наоборот. Тот же суд Партизанского района принял решение, противоположное предыдущему: поскольку Гуринович не получал предложений о доплате, расторгать его договор было нельзя. А значит, квартиру надлежит отдать ему, а Кривицкой должны выплатить компенсацию. В таком случае в явном минусе остается уже она, а поэтому и готовит в настоящее время апелляцию. Квартира же находится под запретом на отчуждение.
Министр смирился
Подобным образом ситуация разворачивалась и с квартирой Шамко, первичным дольщиком которой был Ренейский.
В первоначальном решении суда указано, что именно министр остается правообладателем квартиры. Однако после обжалования городской суд вернул жилье Ренейскому.
Причем если у Гуриновича с Кривицкой тяжба продолжается, то Шамко смирился с потерей квартиры. Решение о передаче жилья Ренейскому вступило в силу, в августе 2015 года его супруга стала полноправной владелицей квартиры.
Правда, Ренейскому все же пришлось доплатить «МонолитГраду» те деньги, вокруг которых несколько лет назад и начался конфликт, — около $10 тысяч.
Какую сумму вернут Шамко?
Маргарите Кривицкой «МонолитГрад» обязан вернуть 1,2 млрд рублей (около $64,5 тыс. в эквиваленте). Напомним, в свое время она заплатила за квартиру около 1 млрд рублей (тогда это составляло около $100 тысяч). То есть фактических потерь — около $35 тысяч.
У Шамко ситуация аналогичная. Правда, его квартира на 4 кв. м больше (и находится при этом ровненько над квартирой Кривицкой — здесь уместно поставить еще и вопрос о качестве строительства). Поэтому и сумма, которую должны вернуть Шамко, чуть больше. А потеряет министр приблизительно $38 тыс.
По мере роста курса доллара убытки пострадавших будут только возрастать. Вернут ли деньги и в какие сроки — загадка.
«МонолитГрад» фактически обанкротился, у него $2 млн долга. Бывшим клиентам придется ждать, пока распродадут имущество компании. Из этих средств и будут выплачивать компенсации.