Коммерческие и государственные компании отказываются от развлекательных мероприятий для своих сотрудников, а рестораны и кафе в пик сезона не имеют праздничных заказов.
Об этом рассказал «Радыё Свабода» основатель и лидер популярного коллектива барабанщиков Drum Ecstasy Филипп Чмырь.
Филипп имеет возможность оценить масштабы корпоративного кризиса в двух ипостасях: с одной стороны - в качестве музыканта, с другой - сотрудника рекламного агентства, ответственного за организацию зрелищных мероприятий.
- Буду оценивать, как организатор, потому что у Drum Ecstasy из-за особенности репертуара корпоративов всегда мало. То есть, у нас как было немного, так и есть - три мероприятия, и то связаны не с корпоративами. А вот как сотрудник соответствующего агентства могу констатировать: это настоящая катастрофа. Прежде всего, бюджет - это не передать словами. За такие мероприятия не стоит даже браться, так как бюджет таков: поесть, ведущий, кавер-бэнд - все. Кавер-бэнды в среднем упали в цене от 1500 долларов втрое, даже за 400 долларов можно найти. Вообще, это ужасная белорусско-российская традиция иметь кавер-бэнды, над чем смеются в Европе, тем не менее, этот кусок рынка также просел.
- Еще пару лет назад особым шиком было пригласить на корпоратив российскую звезду. Что сейчас?
- Что касается россиян. Буквально только прошло мероприятие. Если заказывали из России артистов на 22 декабря (то есть, на вчера), были свободны все, кого мы хотели. Иными словами, все, кого рассматривали, дружно говорили: да, мы готовы приехать. И это речь о «предпраздничной неделе»! В прошлые годы они просто отказывались выезжать из Москвы, так как делали по три мероприятия в день. Я однажды заказывал группу «Браво», ребята выставили двойной гонорар. Аргументировали так: прилетев в Минск, мы играем один раз, а в Москве стопроцентно сыграем дважды. Ценник был, что все ахнули. В этом году уже все готовы ехать, мало того, даже поездом. Это значит, что перед выступлением 22 декабря был свободен и вечер 21-го. В России ситуация аналогичная. Менеджер, который катает нас по подобным мероприятиям, сказал: у него одно мероприятие в ноябре, одно в декабре и одно в январе. И все. Для тех, кто «заточен» только под ивенты, этот год, безусловно, самый кризисный. В лучшей ситуации рекламные агентства, которые держат ивенты как сопутствующие: реклама идет в любом случае, так как товар нужно продавать. То есть, бюджеты на рекламу остаются, а на развлечениях уже экономят. Оно и понятно: зачем пытаться объединить команду перед увольнением?
- А что с ценники на российских артистов, по чем «попса для народа»?
- Самое интересное, что при всем этом ценники на россиян не упали, в общем. То есть они как стоили год или два назад бешеные деньги, так стоят и сейчас. Совсем не сбросили цены, и такая позиция россиян правильная: не можешь пригласить - до свидания, подождем лучших времен.
- То есть, белорусы платить по московским тарифам не способны?
- Я уже говорил, что мы привозили артистов из России, но дело в том, что заказывала не наша компания, а крупный международный клиент, который готов был раскошелиться. То есть, не белорусский. Единственное знаю, что если под Новый год у агентств (наших конкурентов и партнеров) когда-то было по 15-20 мероприятий, то в этом году по 3-5 «корпоративов» с абсолютно низкими бюджетами. А есть те, у кого вообще сияет «ноль». Не уверен, что даже фирмы с иностранным капиталом могут себе позволить российскую звезду, чаще все заканчивается на стадии запроса: просто теряют сознание, услышав сумму. Когда пытаются достучаться - кризис же! - Россияне лишь отмахиваются: а нам все равно.
- Филипп, так можно ли говорить, что нынешнее празднование Рождества и Нового Года однозначно провалено? Или все же был кризис, с которым можно сравнить паралич этого года?
- Да, провалено без вариантов. В одной матерой компании, которая давно работает на рынке, сказали: даже в 1998 году, когда случился российский дефолт, когда все прогорели, такого кошмара не было. Сейчас в Беларуси все стоит просто копейки. Артисты пошли на демпинг, что я считаю категорически не верным шагом. Люди работают за 300 долларов, не думая, что потом им никто больше не даст. Скажем, у меня по Drum Ecstasy в этом году звонков было много. Но я вел себя, как московский певец: менеджеры посоветовали не скидывать цену, год-два можем и не поиграть. В другом случае с этими демпинговыми ценами придется жить, если пойдет подъем рынка. Люди привыкают платить копейки, и за этот мизер предстоит работать. В результате мы отказались от всех предложений, так как скидки не даем. Немного подождем.
- Похоже, без работы остаются и шоумены, для которых корпоративы также были золотой жилой?
- Да, знаю, что по ведущим та же самая проблема. Не буду называть фамилии, но это один из самых востребованных ведущих в Беларуси. Так вот, на днях его встретил, он сказал: все о'кей, закрыл выходные. Это означает, что он занял праздничные уик-энды. Для сравнения: раньше у него марафон начинался 10 декабря, переваливаясь в следующий год. Причем были по 2-3 запроса на день и он сам выбирал, с кем работать. Теперь все иначе.
- Все идет к тому, что полупустыми останутся рестораны, кафе: нет бюджета - нет праздника?
- Абсолютно. Когда мы искали в Минске ресторан под мероприятие, все площадки были свободны. Просто когда хочешь, тогда и приходи. То есть, пожалуйста - любой ресторан, все свободно. Было накануне одно мероприятие, так за неделю всего выбирали спокойно - здесь будем, либо там проводить.
- Кроме того, что учреждения питания останутся без сверхприбыли, а музыканты недополучат запланированные гонорары, есть в такой ситуации положительные моменты?
- Конечно! Это же просто замечательно, что естественным путем исчезают конкуренты. Самое что ни на есть очищение рынка. Для той же России это вообще оздоровление - люди разъезжаются по домам в свою Уфу, Челябинск и другие города. Они объективно не могут конкурировать в шоу-бизе, потому что приехали только ради быстрых денег. Так вот такие уедут. Минск - более стабильный в этом отношении город, контингент в массе своей останется, но, не исключено, ряды немного поредеют и некоторые перейдут на другой труд - грузить товары или работать на стройке. Хорошая, стабильная работа - стройка идет, все заняты. А рестораны не работают, нет клиентов. Поэтому вполне возможно, что какие-то конкуренты и задохнуться. А это хорошо для других.
***
Коллектив Drum Ecstasy образован в Минске в 1993 году. Три барабанщика и бас-гитарист «замешивают» коктейль из разных стилей электронной и рок-музыки: Industrial, Noise-Rock, Drum'n'Bass, Tech-House, Techno. Звуковые и шумовые эффекты, помимо собственно музыкальных инструментов, достигаются с помощью электропилы, дрель, даже вибратор - органическая часть эстетики современного индустриального шоу. Участники группы отказываются от любых стилистических меток, отмечая, что выполняют «тяжелую танцевальную музыку». Более чем за 20 лет музыкальной карьеры Drum Ecstasy участвовали в десятках шоу различных форматов во многих странах Европы.