Американские химики предложили несколько датчиков нового типа, способных определить присутствие пероксида ацетона (triacetone triperoxide, TATP) — именно это взрывчатое вещество, легко изготавливаемое в домашних условиях, использовали террористы-смертники в парижских терактах в ноябре 2015 года. О новых технологиях сообщает BBC News.
Легкость и относительная безопасность производства TATP по простой инструкции сделало его крайне популярным среди смертников — от палестинцев до «ботиночного террориста» Ричарда Рида, члена «Аль-Каиды» (запрещенной в России террористической организации), попытавшегося взорвать самолет спрятанным в башмаке веществом.
Одна группа химиков (из Университета Иллинойса) работает с давлением паров TATP (это свойство обозначает готовность соединения перейти из твердого в газообразное состояние). У TATP давление паров относительно высоко, и он легко становится газом — то есть, груз взрывчатки на террористе должен создавать достаточно газа, чтобы активировать специальный датчик.
Ученые создали карманный сканер, которые выявляет TATP и другие взрывчатые вещества после реакции с колориметрическими датчиками. Когда молекулы газа TATP попадают в датчик, они взаимодействуют с твердокислотным катализатором. Кислота разлагает TATP на исходные элементы: ацетон и перекись водорода. Затем второе вещество (нестабильный окислитель) вступает в реакцию с молекулами красителя внутри датчика, заставляя их менять цвет. Таким образом устройство способно выявить даже минимальную концентрацию TATP (две части на миллиард).
Другая исследовательская группа, из Университета Род-Айленда, выдвинула альтернативный метод обнаружения TATP. Взрывчатое вещество вступает в реакцию с катализатором из окиси олова — от этого выделяется тепло, которое и фиксирует датчик.
Химики подчеркивают, что их подход более надежен, чем использование специально обученных собак. «Во-первых, псы хотят сделать приятное своим хозяевам, им свойственно “находить” взрывчатку просто для привлечения внимания к себе. Во-вторых, как и люди, они отвлекаются на посторонние мысли. Проблема в том, что мы не знаем, когда собаки начинают размышлять о соседской кошке или о привлекательной самке добермана», — отмечает химик Кеннет Саслик (Kenneth Suslick).