Обеднение белорусов будет продолжено.
Год назад Александр Лукашенко назначил премьер-министром Андрея Кобякова. Экс-председатель Нацбанка Станислав Богданкевич в комментарии «Салідарнасці» оценил его деятельность за прошедший период.
– Как вы оцениваете год работы правительства под началом Андрея Кобякова? Какую оценку ему поставите?
– По пятибалльной шкале ставлю Кобякову двойку с плюсом. Почему такая низкая оценка? В экономике произошло заметное ухудшение ситуации по всем направлениям. У нас и падение ВВП, и падение экспорта (даже в рамках Евразийского союза), и падение уровня зарплат, продолжается ползучая девальвация национальной валюты. Я не знаю ни одного направления, где бы ситуация за год улучшилась.
Конечно, можно найти и позитивные мелочи. Скажем, осуществили капитальный ремонт многоквартирного дома, где я живу. Поэтому я и ставлю двойку с плюсом.
– Но справедливо ли возлагать вину за все ухудшения только на правительство Кобякова?
– Какие-то объективные причины ухудшения ситуации в нашей экономике (прежде всего, падение платежеспособности России), разумеется, имеются. Но почему эти причины не действуют на Польшу, Германию, Литву, Словакию, Чехию?
У нас все время ссылаются на падение цен на нефть. Но минуточку, мы разве нефтяные короли? Мы же не поставщики энергоресурсов, а наоборот, приобретаем нефть и газ. Так ведь это же хорошо покупать их за невысокую цену.
– Год назад во время представления Кобякова в новой должности, Лукашенко сказал, что ждет от правительства «конструктивных прорывных идей для повышения эффективности экономики». Заметили ли вы такие идеи в правительстве Кобякова?
– Премьер-министру можно было бы повысить оценку за его работу, выдвини он хотя бы такую идею: не обязательно приватизировать крупные госкомпании – нужно внедрить новую структуру управления ими. Госкомпании есть и во Франции, но они же не работают на склад и не отгружают продукцию, которую не оплачивают. Что это за структура управления, когда создается огромное количество товаров, не находящих рынков сбыта?
Очевидно, систему управления давно пора менять. Разве это нормально, когда одна сотня предприятий подчинена Управлению делами президента, другая – министерству сельского хозяйства, третья – Минпрому и т.д. Госкомпании должны работать суверенно и в условиях конкуренции.
Если верить правительству, половина ВВП у нас создается частным сектором. Так почему его поставили в жесткие условия, а госкомпании имеют льготы? Госсектору выделают кредитные ресурсы под 7%, а частному – под 47%. Разве это нормально?
Однако Кобяков подобных идей не вносит. Если бы он был сильной личностью, то предложил бы программу модернизации структуры управления для повышения эффективности. Но мы ничего такого не дождались.
– Еще при назначении Лукашенко сказал Кобякову, что у него времени на раскачку нет. Спустя полгода заявил, что правительство просто обязано «выстрелить» к началу сентября. Со стороны это могло показаться угрозой досрочной отставки. Почему она в итоге так и не случилась, хотя перед «выборами» был удобный момент найти козла отпущения?
– Лукашенко оставил Кобякова, потому что тот придерживается таких же убеждений, как и он. В случае отставки премьер-министра он по справедливости должен был бы выступить перед народом и покаяться: я заставлял бедное правительство работать по модели, которая оказалась неэффективной и привела экономику в тупик.
Кроме того, зачем менять Кобякова, если Лукашенко ясно дал понять: никаких реформ в экономике не будет. В этом году курс по отношению к доллару в Беларуси обвалился больше, чем в воюющей Украине. Но Лукашенко все равно считает, что выбранная им модель самая лучшая.
– Осенью Кобяков сказал: экономическая ситуация в стране «сложная, но контролируемая». Согласны с такой оценкой?
– Согласен. Сложившаяся ситуация ведет к падению уровня жизни, но она действительно контролируемая. Обеднение населения будет продолжено. К примеру, на днях объявили о повышении тарифов на транспортные услуги, на следующий год запланировали инфляцию в 12%. Ухудшение в стране подконтрольно.
– Как долго это может продолжаться?
– Думаю, что достаточно долго. Административную экономику мы можем наблюдать в Северной Корее и на Кубе. Там все плохо, но спокойно и управляемо. Пока у нас будет сохраняться ручное управление экономикой, будем продолжать наблюдать ползучее снижение уровня жизни.