Мать, друзья и единомышленники погибшей Яны Поляковой заявляют о постоянном преследовании правозащитницы со стороны сотрудников милиции и прокуратуры Солигорска.
Самоубийство Яны Поляковой не оставило равнодушных никого. А вот предпринимаются ли официальные меры, чтобы расследовать обстоятельства, которые подтолкнули правозащитницу к такому шагу?
Глава пресс-службы Генеральной прокуратуры РБ Геннадий Вертинский уверяет, что каждый факт самоубийства проверяется на предмет того, не был ли человек доведен до этого.
«Если человек заканчивает жизнь самоубийством, обязательно начинается проверка, по результатам которой решается, заводить уголовное дело или нет. Это обязательно», - заявил он в интервью «Радыё Свабода».
Тем временем в прокуратуре Солигорска на вопрос, ведется ли проверка по факту самоубийства правозащитницы Яны Поляковой, ответили: «Без комментариев».
Если проверка гибели Поляковой все ж началась, следователи должны опрашивать тех, кто в последнее время общался с покойной.
Судья Александр Буравцов, который 3 марта приговорил Яну Полякову к 2,5 годам «химии» якобы за клевету на милиционера Виктора Пугачева, также уходит от ответа.
«Еще раз повторю: ничего комментировать я не буду», — сказал Буравцов.
Бывший милиционер Виктор Пугачев, которого, согласно решению суда, «оклеветала» Яна Полякова, утверждая, что этот милиционер избил ее в райотделе, 9 марта отказывался комментировать ситуацию со смертью Яны Поляковой. Узнать, опросили ли в прокуратуре Виктора Пугачева по причине самоубийства Яны Поляковой, невозможно: по телефону родственники бывшего милиционера отвечают, что Пугачева нет дома.
На похоронах Яны Поляковой, которые прошли 9 марта на Дубейском кладбище под Солигорском, люди требовали подробного расследования обстоятельств, которые подтолкнули правозащитницу к самоубийству. Знакомая Поляковой Зинаида Тимошик вспоминала, что слышала от Яны о ночных звонках с угрозами.
«На судебном процессе Яна просила, чтобы проверили звонки, поступавшие ей из милиции. Могли и в 2 ночи позвонить и вызвать на допрос. Тут у любого нервы могут не выдержать», - говорит женщина.
Судья Александр Буравцов жалобы Яны Поляковой на эти угрозы не принял во внимание, сообщила Зинаида Тимошик.
О том, что Яну Полякову могли вызвать ночью на допрос, подтвердила и мать правозащитницы Неонила Полякова.
«Последний раз, помню, Дяшук позвонил. Это было в половину 11-ого. Яна пошла. Потом снова кто-то позвонил. Говорю: она еще не вернулась, а вы кто? Отвечают, что из прокуратуры. Могли потом и в четыре часа позвонить. Яна шутила: «Ну вот, мама, так они развлекаются. Клоунессу из меня сделать хотят», - говорит мать правозащитницы.
По словам Неонилы Поляковой, в морге, где обследовали тело Яны, была проведена стандартная для случаев самоубийства экспертиза. Результаты экспертизы женщине не известны. Неонила Полякова отмечает, что следователей не заинтересовали вещественные доказательства самоубийства ее дочери. В частности, плетеный поводок, на котором Яна Полякова повесилась, до сих пор остается в доме.
Во второй половине дня 10 марта Татьяна Калинина из пресс-службы прокуратуры Минской области сообщила следующую информацию:
«Проверка па факту самоубийства Поляковой Яны Витальевны проводится прокуратурой Солигорска по статье 174 Уголовно-процессуального кодекса РБ».
По словам Татьяны Калининой, такая проверка может проводиться от 3 до 10 дней, а при необходимости - и более месяца. Проверка самоубийства Яны Поляковой еще не завершена, сказала сотрудница Минской областной прокуратуры.
Напомним, правозащитница из Солигорска Яна Полякова утром 7 марта была найдена повешенной. Оставила ли она предсмертную записку, неизвестно.