В 2016 году государство может «переформатировать» рынок кабельного телевидения в стране, создав единого государственного дистрибьютора зарубежных телеканалов. Это создаст монополию на рынке телеконтента и лишит доходов частных операторов кабельного телевидения, прежде всего в регионах. Зрителям отключат любимые каналы – но за оставшиеся им придется платить намного больше.
Об этом сообщил tut.by, ссылаясь на несколько источников. Министерство информации Беларуси подготовило и согласовало с заинтересованными ведомствами проект указа президента по созданию единого государственного распространителя иностранных СМИ на территории страны. В первую очередь действие документа коснется телевизионных каналов – после принятия указа все контракты с поставщиками телевизионного контента из-за пределов Беларуси будут заключаться только уполномоченной госструктурой. А она уже, по своему усмотрению, будет перепродавать права на трансляцию коммерческим кабельным операторам.
Их сегодня в Беларуси насчитывается более 200, причем подавляющее большинство – малые частные предприятия. Только некоторые крупные кабельные сети имеют государство в роли соучредителя. Кабельные операторы предлагают своим абонентам пакеты, в которых от 50 до 100 и более телеканалов, причем большинство – российские или русскоязычные (локализованные для стран б.СССР).
Министерство информации объясняет необходимость создания единого оператора «улучшением контроля рынка и продвижением достижений Республики Беларусь на международной арене» (интересно – как?). А заодно упоминает возможность увеличить отчисления в госбюджет за счет размещения на иностранных «кнопках» белорусской телерекламы.
Против выступил Телекоммуникационный отраслевой союз (ТОС) Беларуси – который, в итоге, и предал это дело публичной огласке. Руководство ТОС направило «тревожное» письмо главе Администрации президента, премьер-министру и министру иностранных дел. В нем участники рынка кабельного телевидения указывают, что принятие указа в его нынешнем виде «Приведет к существенным нарушениям действующего национального и международного законодательства, дезорганизации работы отрасли связи, потере контроля над значительным сегментом информационного пространства и нанесению ущерба бюджету страны».
Кроме того, появление единого оператора, контролируемого чиновниками, создает почву для коррупции. «В одних руках окажется подбор телеканала с учетом субъективного подхода в решении вопроса о выборе телепрограмм одной тематики. … Принятие решения о стоимости телепрограммы будет приниматься на основании субъективного мнения, так как речь идет о передаче прав и единых расценок здесь нет, также отсутствует конкурентная среда, регулирующая ценовые предложения», – сказано в письме ТОС.
Мнение участника рынка
Председатель правления «Телекоммуникационного отраслевого союза» Елена Клюйкова в комментарии для БДГ очень ярко описала те проблемы, с которыми столкнутся операторы кабельного ТВ в случае принятия указа в его нынешнем виде.
«Ситуация самая что ни на есть неприятная. Потому что мы видим практику принятия нормативных актов, которые оказывают серьезное влияние на работу всей отрасли, без обсуждения, что нарушает наше законодательство. У нас действует президентская Директива №4, которая обязывает при принятии нормативных актов обсуждать их проекты с профессиональным сообществом. Но вдруг кулуарно, неизвестно откуда, начинает выплывать информация об этом указе, причем, оказывается, все профильные министерства и ведомства не только в курсе, но уже согласовывают этот нормативный акт – который, к тому же, засекреченный, его нам никто не показывает. Какой-то сумасшедший дом, вообще непонятно, для чего все делается, – сказала председатель ТОС. – По той информации, какую мы получаем из Совмина, из Министерства связи, из Белтелекома, этот нормативный акт "добивает" кабельных операторов. И не только их – все это касается также и интернета. Ведь согласно новой редакции Закона о СМИ интернет-сайты также будут обязаны покупать – и, соответственно, у себя показывать, – только те телепрограммы, какие им продаст этот новый государственный дистрибьютор».
По словам Елены Клюйковой, создание единого государственного оператора иностранных телеканалов, транслируемых на белорусской территории, вовсе не приведет к тому, что пакеты каналов станут дешевле для конечных потребителей – телезрителей. Напротив, произойдет рост цен, особенно в провинции. Но как выглядит этот механизм?
«Сегодня мелкие кабельные операторы, которые работают в регионах, они договариваются с правообладателями, скажем так, за копейки. Потому что каналы тоже понимают ситуацию – зачем им добивать операторов, которые сидят в райцентрах и имеют по 500 абонентов? А при единственном государственном дистрибьюторе заграничные каналы уже не пойдут на такое сильное понижение цен, – уверена глава ТОС. – Между тем, в министерстве заявляют, что собьют цены до одного цента с абонента [за канал в месяц]. Это даже не смешно. Ведь здесь действуют обычные коммерческие отношения. Одно дело, когда канал понимает, что с местного оператора, у которого 500-1000-1500 абонентов, взять нечего. Ему контент продают за копейки: договор какой-то подписал – и черт с тобой... А когда это единый государственный оператор, который обслуживает 3 млн абонентов, то ему каналы уже выставят совсем другие ценники, из своего прайс-листа.
Надо понимать, что кабельные операторы в кризис буквально выживают. Тем более, что в Беларуси кризис для ТВ-отрасли совпал с переходом на "цифру" (цифровое вещание). Все операторы три года назад начали вкладываться в "цифру", и даже у самых крупных компаний эти вложения еще не окупились. При этом поставки оборудования и контента приходиться оплачивать в валюте. Но я не знаю ни одного оператора, который бы поднял абонентскую плату хотя бы в два раза – нет таких. Потому что зарплаты ни поднимались – а мы учитываем платежеспособность населения. Иначе все на "тарелки" перейдут».
Сложностей все больше
У описанной проблемы есть и другие аспекты. Например, в случае принятия этого указа может возникнуть ситуация, когда белорусы потеряют возможность смотреть многие научно-популярные и образовательные каналы – такие, как National Geographic или Viasat History. Существует международная практика, когда владельцы телеканалов – это обычно крупные международные медиахолдинги, владеющие сразу многими каналами, – сознательно ограничивают деловые отношения с региональными дистрибьюторами, которые принадлежат государству (либо опосредованно им контролируются). Другое распространенное ограничение – это запрет одной компании-дистрибьютору распространять сходные по тематике и, соответственно, конкурирующие каналы от разных производителей. Чтобы не возникал конфликт интересов и соблазн «решить проблему» через банальную взятку или откат, а также не происходило разглашение коммерческой информации.
То есть вряд ли сможет единый государственный дистрибьютор выстроить одинаковые коммерческие отношения одновременно с российскими каналами «Моя планета», «Охотник и рыболов», «Кухня ТВ», «Боец», «Совершенно секретно» – и с западными VIASAT, Discovery, FOX, National Geographic, Sony Pictures Entertainment.
Также монополизация рынка контента запрещена Законом о СМИ. «У нас есть закон о СМИ, выстраданный в ходе долгого обсуждения, с участием международного сообщества. И там статья 6 гласит, что недопустима монополизация деятельности СМИ, – напоминает Елена Клюйкова. – Никем, в том числе и государственными органами. Как с этим быть? Ведь если это единый и единственный государственный дистрибьютор, то он будет покупать каналы, как сочтет нужным. И продавать точно так же. Так что, с моей точки зрения, это просто попытка передела рынка».
Также некоторые небольшие кабельные операторы опасаются, что единый государственный дистрибьютор станет давать «поблажки» операторам, приближенным к государству, – например Минским телевизионным информационным сетям (оператор МТИС, созданный Мингорисполкомом) или СООО «Космос-ТВ» (50% уставного фонда принадлежит государству, гендиректор компании – бывший глава КГБ Вадим Зайцев). На практике это означает, что аффилированные с государством гиганты просто «выдавят» с рынка небольших и независимых частных операторов кабельного ТВ.
Альтернативы для бизнеса
Каждое действие равно противодействию, – это закон не только физики, но и общества. Если описанный указ будет принят и действительно «придавит» бизнес частных кабельных операторов, ответом станет расширение других видов бизнеса, причем нередко в «серой» (т. е. полузаконной) зоне. Пример тому – установка спутниковых антенн. Сам по себе этот бизнес, кормящий великое множество ИП и малых фирм, – вполне легален (про привезенные частным образом из Польши антенны мы пока забудем). Но не секрет, что каждый первый установщик спутниковой «тарелки» предлагает клиенту не только ее, но и пиратскую прошивку для спутникового ресивера, которая позволит свободно смотреть платные спутниковые каналы. С небольшой абонентской платой (ежемесячной или ежеквартальной) – разумеется, лично этому установщику.
Еще лет десять назад подобный теневой бизнес процветал, потом начал сходить на нет именно потому, что в городах (даже маленьких) появилось много операторов кабельного ТВ с большими пакетами каналов по вполне адекватным ценам. Но уже в 2016 году «благодаря» Мининформации РБ такой полуподпольный бизнес вполне может пережить настоящий ренессанс.
Как и, к примеру, бизнес по созданию домовых компьютерных сетей, также очень популярных десятилетие назад. Тогда они создавались, чтобы жильцы многоквартирного дома могли экономить, коллективно оплачивая выход в интернет через единое подключение. Широкое распространение технологии ADSL, инициированное «Белтелекомом» (провайдер ByFly с тарифными планами линейки «Домосед») за пару лет практически «убило» большинство домовых сетей. Но теперь они могут возродиться – уже как возможность недорого смотреть зарубежные телеканалы через интернет (технология IPTV). И это тоже будет «серый» бизнес.