Администрация США отложила введение новых финансовых санкций в отношении Ирана за его программу по разработке баллистических ракет. Об этом пишет The Wall Street Journal.
По словам чиновников, администрация президента Барака Обамы по-прежнему привержена борьбе с ракетной программой Ирана, и санкции, разрабатываемые Казначейством США, остаются на повестке дня. Они также сказали, что введение таких мер было бы законным на основании положений ядерного соглашения, достигнутого между мировыми державами и Ираном в июле 2015 года.
При этом критики запланированных санкций уже заявили, что меры не являются адекватным ответом США на дальнейшее развитие иранской ракетной программы.
Белый дом в утром в среду, 31 декабря 2015 года, направил уведомление в Конгресс, что Министерство финансов объявит о новых санкциях в отношении почти десятка компаний и частных лиц в Иране, Гонконге и ОАЭ за содействие в реализации программы разработки иранских баллистических ракет.
Однако тем же утром Белый дом послал второе письмо, заявив, что объявление о введении санкций «откладывается на несколько часов». Вечером, в новом письме, Белый дом заявил, что санкции отложены — без уточнения, что будет дальше.
На просьбу прокомментировать информацию о приостановке ввода в действие решения о санкциях пресс-секретарь Госдепартамента Джон Кирби заявил, что это не было связано с резкими заявлениями Ирана в четверг. Других объяснений он не предоставил.
Представители администрации Обамы заявили, что США могли бы приступить к реализации ядерной сделки в январе, учитывая, что Иран предпринимает шаги, направленные на свертывание ключевых составляющих своей ядерной программы. В рамках сделки США намерены разморозить до 100 миллиардов долларов иранской нефтяной выручки в зарубежных банках.
Санкции, если бы были введены, стали бы первыми ограничительными мерами в отношении Ирана после заключения ядерной сделки в июле прошлого года в Вене.
Иранские лидеры неоднократно предупреждали США в последние месяцы, что любые новые санкции в отношении Ирана, в том числе меры, связанные с развитием ракетной программы, могут поставить под угрозу реализацию сделки.
В четверг, 31 декабря, президент Ирана Хасан Роухани осудил намерение США ввести новые санкции. Он поручил министру обороны Хоссейну Дехкану продолжить реализацию национальной программы ракетостроения. Тегеран назвал планы американских властей незаконным вмешательством и произволом.
В среду в американских СМИ появилась информация о том, что власти США планируют ввести санкции против порядка 10 лиц, оказывающих содействие иранской ракетной программе. Санкции американского казначейства могли бы быть введены, в частности, в отношении дубайской фирмы Mabrooka Trading Co., ее дочерней компании в Гонконге Anhui Land Group Co., ее основателя Хоссейна Пурнашбанда — за содействие в приобретении Ираном углеродного волокна, используемого в ракетной технике.
Кроме того, в список предполагалось включить пять иранских чиновников, работающих в Минобороны и занимающихся поставками материалов для программы создания баллистических ракет.
Иран и «Шестерка» в середине июля достигли договоренности по ядерной программе Тегерана. Исламская Республика обязалась на протяжении пяти лет не обогащать уран до уровня, превышающего 3,67 процента, а также преобразовать завод в Фордо в технологический центр. В обмен на это с Тегерана будут сняты санкции. Ограничительные меры могут быть возвращены, если Иран не выполнит своих обязательств. Международное сообщество было обеспокоено потенциальной возможностью Тегерана использовать обогащенный уран в военных целях.
Резолюция Совета Безопасности ООН, одобряющая сделку, запретила экспорт в Иран технологий, используемых при создании баллистических ракет и таких видов тяжелого вооружения, как танки и боевые вертолеты, без разрешения Совбеза. США уже пообещали блокировать такую возможность. Ограничения на передачу Тегерану ракетных технологий и поставки тяжелого вооружения сохраняются на восемь и пять лет соответственно. Кроме того, остается в силе эмбарго на экспорт других видов обычного оружия.
Иранские баллистические ракеты Shahab-3/3B, созданные на основе северокорейских Rodong, способны доставлять боеголовки на расстояние до двух тысяч километров. Это позволяет атаковать Израиль и американские ближневосточные базы.