В польской столице в период рождественских праздников устраиваются специальные ярмарки, на которых продают региональные сладости и сувениры.
А что привезли на продажу из Беларуси? Можно только удивляться, да и только, передает телеканал «Белсат».
Одна из рождественских ярмарок располагается в Варшаве в старой части города – под городскими стенами, недалеко от Королевского замка. На ярмарке можно отведать горячего вина со специями, полакомиться рождественском пряником или венгерским пирогом с корицей.
Для гурманов – жареный овечий сыр «осципек» от польских горцев; литовский ржаной хлеб, испеченный на аире; мед, киндюк и ветчина из Литвы и многое другое. Традиционное для польской деревни угощение – ломоть хлеба со смальцем и соленым огурцом – расхватывают с прилавка за считанные минуты.
Для тех, кто еще не приобрел праздничных подарков, – целая россыпь изделий из натуральных материалов: деревянные куклы, свечи из воска, шерстяные кошельки и носки, разноцветные стеклянные игрушки и так далее. Рядом кузнец кует подковы, которые еще теплыми можно купить «на счастье».
Среди торговцев есть и белорусы – юноша и женщина, представляющие православный монастырь святой Елизаветы в Новинках под Минском. Их лавочку можно узнать по копилке для пожертвований с надписью «Minsk, Belarus».
Белорусы стараются говорить по-польски, и у женщины выходит довольно хорошо. Молодому человеку же не хватает польских слов, поэтому он часто обращается к белорусскому языку: «чарга», «не хапае», «шмат»… Это, по его словам, должно упростить коммуникацию с поляками. Между собой продавцы разговаривают, однако, по-русски.
Видно, что белорусы хорошо подготовились к поездке в Польшу – каждому покупателю они дают листовки с информацией на польском языке о монастыре святой Елизаветы и с номером банковского счета для денежных пожертвований.
На прилавке у представителей монастыря – матрешки самых разнообразных размеров, куклы в кокошниках и деревянные игрушки в виде церквей, которые очень напоминают церковь Василия Блаженного в Москве. Среди товаров, которые продают белорусы, – домашние тапочки, плетеные из лозы в виде лаптей, а также расшитые передники, однако тщетно искать на них белорусские узоры, – на фартуках снова матрешки.
Журналисты спросили у продавщицы, есть ли в продаже белорусские иконы. «У нас все иконы белорусские», – отвечает женщина. Есть икона Троицы Андрея Рублева, образ Божией Матери Казанской… А есть ли икона Богоматери Жировичской, которую почитают православные белорусы. Торговка пожимает плечами: «Есть икона и Жировичской, где-то была, но надо искать. Сейчас не найду».
Неужели в Беларуси нет никаких региональных продуктов, колоритных изделий народных мастеров, которые можно было бы привезти и показать в Варшаве? Получается, что пока из Минска за западную границу везут продавать «русский мир» с матрешками, лаптями и кокошниками. Хорошо, что пока это только игрушки. Однако, если продают, значит есть и спрос?