Журнал The Economist два раза в год публикует так называемый индекс бигмака (Big Mac Index). Он определяется просто: в качестве бенчмарка выступает стоимость бигмака (котлета с булочкой из «Макдоналдса») в США, с которой сопоставляют его цену в других странах. Полученный показатель сравнивают с обменным курсом валюты данной конкретной страны по отношению к американскому доллару. На основе этих расчетов аналитики делают вывод о переоценке или, наоборот, недооценке валюты. В индекс входят валюты более 60 стран мира.
Forbes Kazakhstan решил составить собственный индекс – «индекс мяса»: какой объем говядины можно купить на номинальную среднюю зарплату в разных странах. Мы рассмотрели показатели двух временных отметок – 1990 и 2015.
В среднем гражданин СССР в 1990 мог позволить себе 122,5 кг мяса в месяц, исходя из стоимости2,05 руб. за кг. Если же говорить о республиках, то лидером здесь выступали Эстония, Россия и Латвия, жители которых могли приобретать соответственно 166, 145 и 141 кг ежемесячно. Меньше же всего «мясных возможностей» было у жителей Таджикистана – около центнера.
Статистика 2015 показывает, что «мясная емкость» заработной платы в постсоветских странах упала. Например, условный средний гражданин «возродившегося СССР» в состоянии был бы покупать лишь 75,8 кг мяса в месяц. Причем наибольшее падение «индекса мяса» произошло в центральноазиатских странах. Средняя зарплата жителей Узбекистана стала «весить» меньше на 79 кг, Таджикистана – на 75 кг, Кыргызстана – на 70 кг.
Единственной же страной, которая показала рост «мясного оклада», стала Беларусь – на 5 кг, со 129 до 134.
Казахстанская зарплата «похудела» на 30 кг.