В 2016 году бизнес частных медицинских центров окажется в очень затруднительном положении. Новые правила лицензирования позволяют работать в платных медицинских центрах только медикам первой либо высшей квалификационных категорий. Это означает, что медцентрам придется уволить многих специалистов и сократить число обслуживаемых пациентов.
Хорошая новость для государственной медицины, плохая – для частной. Уже весной наступившего года многим врачам и медсестрам, которые сейчас работают в частных медицинских центрах, придется перевестись в государственные больницы и поликлиники. А медцентрам, соответственно, придется сократить количество принимаемых пациентов.
Причина таких перемен – то, что 1 марта вступит в силу указ президента №?475 от 26 ноября 2015 года. Он отменяет лицензирование для государственных поликлиник, больниц, РНПЦ, – но, наоборот, ужесточает условия, в которых работает частная медицина. В частности, с 1 марта все медработники частных центров будут обязаны иметь первую или высшую квалификационную категорию. Именно медработники, то есть новая норма касается не только врачей, но и младшего медицинского персонала.
Что это означает на практике? Выпускник как медицинского ВУЗа, так и медучилища не получает никакую категорию вместе с дипломом. Вторую категорию он может «заработать» не раньше чем через два года – и то ее получение не является автоматическим. Чтобы достичь уровня 1-й категории, после этого нужно проработать врачом или медсестрой еще три года. Итого, получается, выпускник должен сперва минимум пять лет работать в государственной медицине, и только обзаведясь заветными «корочками» он сможет трудоустраиваться в частный медцентр. В реальности, однако, не пять лет, а больше. Дело в том, что в срок медпрактики для получения категории не включаются отпуска, уход за детьми и прочие перерывы – засчитывается только чисто рабочий стаж.
«С одной стороны, это хорошо – повысится авторитет медцентров, так как в них будут работать более квалифицированные доктора. С другой стороны, получается, молодой врач должен пять лет «тренироваться» на бюджетных пациентах, и только после этого ему позволят лечить обеспеченных людей – пациентов коммерческих медцентров», – иронизируют сами врачи.
Нельзя сказать, что руководство медицинских центров в панике, но там не скрывают, что многое в своей работе им придется поменять – и смириться с падением доходов. «Нам придется уволить каждого пятого сотрудника. А они и так работают с полной загрузкой – люди все меньше доверяют государственной медицине, так что к нам обращаются отнюдь не только богатые. Большинство пациентов – люди с самым средним достатком. Но уже с февраля нам придется сократить прием пациентов, – рассказал БДГ руководитель одного из минских медицинских центров. – И мы сейчас даже не понимаем, по какой статье увольнять людей. Хорошо, если сами напишут заявление. А если нет? Ведь нет в Трудовом кодексе такой статьи – “изменение условий лицензирования”».
В свою очередь, портал TUT.by цитирует представителей Ассоциации стоматологических организаций Беларуси, заявивших: «У нас тут просто караул. Это очень сильно бьет по всей нашей частной медицине. Кто-то уже даже хочет закрываться». А консультант сети офтальмологических клиник «Новое зрение» Олег Ковригин так описал складывающуюся ситуацию: «Категория не значит автоматическое получение знаний. За шесть лет в государственной поликлинике медсестра не получит больше опыта, чем за меньший срок в каком-нибудь инновационном медицинском центре. Врачи в первую очередь сосредоточены на лечении пациентов, и сдача на категорию никогда не была для них первоочередной задачей».
В самом деле, было бы более логично просто закрыть для медцентров возможность брать на работу медицинских сотрудников, не имеющих первой или высшей категории. Но не выкидывать из штата тех, кто был принят на работу ранее – ведь это, получается, своего рода внедрение нового норматива задним числом. Кажется, президент в своих предвыборных выступлениях обещал не ухудшать условия ведения бизнеса…
«Почему, к примеру, врач, приобретя бесценный опыт, должен искать какое-то другое место работы? Ставок офтальмологов в Минске не так много: куда им идти – на улицу?, – говорит Олег Ковригин. – Через три года у него будут совершенно другие руки. Медсестры плачут: они получают 6-7 млн, зачем им уходить на два миллиона? И условия работы несравнимы».
Впрочем, у другой стороны конфликта – у Министерства здравоохранения – свои аргументы. В официальном комментарии Минздрава по этому поводу сказано: «Анализ ситуации с кадрами в частном секторе оказания медицинских услуг, постоянно проводимый в ходе проверок и мониторингов по оценке качества оказания медицинской помощи организациями частной формы собственности, показал в большинстве случаев низкую ответственность медицинских специалистов негосударственных организаций за результаты качества своей работы».
Конечно, без работы врачи, уходящие из частных медцентров, не останутся – в государственных больницах и поликлиниках масса вакансий. Но в зарплате они, несомненно, потеряют, и сильно. Да и взаимоотношения с коллегами придется налаживать.
Конечно, государственные медучреждения также оказывают платные медицинские услуги, и в немалом объеме. С одной стороны, это позволяет медикам зарабатывать больше, чем позволяет одна только бюджетная ставка. С другой стороны, Совет министров своим постановлением №1038 от 14 декабря 2015 года сократил перечень платных медуслуг, оказываемых гражданам Беларуси государственными учреждениями здравоохранения. Так, из перечня платных медицинских услуг исключены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги), осуществляемые по заявлениям граждан (кроме мероприятий в очагах инфекционных заболеваний), а также проведение санитарно-гигиенических, токсикологических и микробиологических лабораторных и инструментальных исследований, осуществляемых по желанию граждан.
Все эти препирательства вокруг платной и бесплатной медицины заставили вспомнить о неоднократных заявлениях бывшего вице-премьера Анатолия Тозика, предлагавшего взимать символическую плату в 5 тыс. рублей за каждое посещение поликлиники, чтобы разгрузить их от «мнимых больных». Он же считал, что необходимо штрафовать на 400 тыс. рублей за ложный вызов «Скорой помощи».
Однако в нынешнем правительстве социальные вопросы курирует заместитель премьер-министра Наталья Кочанова, которая взгляды своего предшественника не разделяет. «На данном этапе вводить плату за посещение поликлиник не нужно, – сказала Кочанова 28 декабря 2015-го в интервью информагентству БелТА. – Необходимо совершенствовать работу поликлиник, внедрять современные методы организации их деятельности. Особое внимание в ближайшее время будет уделено первичному звену здравоохранения».
Также она позитивно оценила то, что отныне частные медучреждения имеют право самостоятельно выдавать больничные листы – раньше даже сделав операцию в коммерческом медцентре, больной все равно должен был оформлять справку в поликлинике по месту жительства. Теперь же нагрузка на поликлиники снизится, а значит, улучшится качество обслуживания.