Президентский указ № 222 лишает большинство предпринимателей возможности продолжать их бизнес.
Многие индивидуальные предприниматели потеряли навыки своих прежних профессий, которые вынуждены были бросить из-за мизерных зарплат, зависимости от нанимателя и отсутствие перспектив. Многие предприятия, из которых когда-то уволились нынешние торговцы, обанкротились или находятся на грани банкротства. Истории того, как становились торговцами педагоги, швеи, медики очень похожи.
Многие предприниматели теперь потеряют дело, которым зарабатывали на жизнь не один десяток лет. Найти себе новое занятие, признаются бизнесмены, им будет трудно, сообщает «Радыё Свабода».
Виленский рынок. На торговой площадке нет привычных палаток предпринимателей
На самом крупном рынке Могилева, «Виленском», большинство продавцов - женщины. Но на стихийном собрании предпринимателей 5 января против указа 222 их было немного - только пятеро изтридцати участников. Поэтому, тон собранию задавали мужчины. Их подруги скромно отмалчивались, но ответили на вопросы журналиста.
Лариса возит и продает товар более пятнадцати лет. Решиться на нелегкий, как она говорит, бизнес ей было непросто. Ежемесячно она должна заплатить налогов около девяти миллионов рублей, которые нужно заработать, замечает собеседница. Указ 222 лишает ее единственного заработка.
«Мне на пенсию через два года. Куда меня возьмут? Никуда! И как я буду жить? Также вопрос», - рассуждает о своих жизненных перспективах предпринимательница.
Лариса, на дальнем плане
«Так что мне подавать в суд на своих детей, чтобы меня содержали? Это ведь тоже не вариант, - сетует на жизнь Лариса. -У детей же моих тоже есть дети. А молодым сейчас очень сложно жить. Если есть работа на два миллиона, то что это за работа? Квартплата, одеть, обуть детей и себя, да и прокормиться же как-то надо. Так куда мы все катимся? На работу меня никто не возьмет. Много молодых сейчас ищут работу и не могут ее найти ».
Многие предприниматели пойдут на биржу труда.
На вопрос, были ли успешные годы предпринимательской деятельности, Лариса отвечает, что были около семи лет назад.
«Тогда-то еще было возможно сэкономить. Детям помочь, - вспоминает предпринимательница и добавляет, -А ведь многие из местных предпринимателей оплачивали учебу собственных детей за счет своей прибыли. Поэтому очень трудно нам всем сейчас. Нас поставили в такие условия, что многие предприниматели пойдут на биржу труда. Предложат ли там что-нибудь - неизвестно».
До предпринимательства Лариса работала химиком-лаборантом. Признается: утратила навыки своей профессии, как и многие из ее коллег-предпринимателей.
Люди будут просто выброшены на улицу, за борт жизни. Вот и все.
«Я не работаю по своей специальности более двадцати лет. Кто меня возьмет на нее снова. Квалификация у всех утрачена. Те же медики - им нужно проходить переобучение, а это стоит больших денег. Маловероятно, что какое-то учебное заведение возьмет на себя эти расходы. Так же и в образовании. Люди будут просто выброшены на улицу, за борт жизни. Вот и все», - заключает Лариса.
Следующая собеседница Светлана на рынке торгует более десяти лет. Работает вместе с мужем. Предприниматель в начале беседы отмечает, что, по данным торговцев рынка «Виленский», в службе занятости якобы существует внегласная установка индивидуальным предпринимателям не давать рабочих мест.
На бирже есть неофициальное правило: предпринимателей на работу не брать. Негласные установки.
«На бирже есть неофициальное правило: предпринимателей на работу не брать, - утверждает собеседница. - Негласные установки.. Почему? Это надо у них спрашивать. Многие уже туда ходили, и им отвечали: «А, индивидуальный предприниматель! Для вас нет вакансий».
Если президентский указ не отменят, то, как говорит Светлана, ее бизнесу придет конец.
«У меня двое малолетних детей. Одного, слава Богу, выучили уже. Самостоятельно работает. А еще двоих ребят нужно обувать, одевать и кормить», - замечает предпринимательница.
До прихода на рынок Светлана работала на ткацкой фабрике - была ткачихой. На вопрос, жалеет ли, что ушла с фабрики, отвечает, что «не особенно жалеет».
«Раньше была торговля хорошая, и мы могли заработать на достойную жить и не думать, что завтра не будет денег на хлеб. Тогда все выглядело оптимистично. Я говорила с девушками, с которыми училась, так у них зарплаты тогда были нищенским», говорит Светлана.
На замечание, что те девушки будут и впредь работать на фабрике, а кому-то придется искать работу, Светлана отреагировала, мол, каждый сделал свой выбор.
Светлана, за мужа спиной (в левом углу фото)
«Еще четыре года назад даже и не думалось, что судьба приведет к угрозе реальной безработицы», - вспоминает Светлана.
«Тогда мы нормально зарабатывали. Даже были деньги, чтобы сэкономить. Теперь же ситуация кардинально поменялась. Теперь то, что заработали за месяц, мы потратили на налоги, оплатили квартплату, а остальное пошло на еду», - продолжает предпринимательница.
«Раньше у нас было четыре торговых места. У нас работали продавцы. Получали зарплату. Были удовлетворены. Мы могли что-то себе отложить, - присоединяется к разговору муж Светланы Владимир. - С каждым годом, однако, ситуация ухудшалась. Сейчас у нас одно торговое место на рынке. И нас к тому же лишают заработка и хлеба. То, что за прошедшие годы собрали, будем проедать. А дальше неизвестно, что с нами будет», - делится своими переживаниями Владимир.
Муж Светланы - Владимир (на фото профилем)
«За эти четыре года повысились налоги, арендная плата. Да и вообще жизнь стала дороже, - вторит мужу Светлана. - Возросла квартплата, продукты подорожали - все это растет несоизмеримо с зарплатами людей. Если кто и сэкономит копеечку, то скорее килограмм овощей купит, а не свитер или обувь. А донашивать будут старое. А вот белорусскую продукцию так и подавно не будут покупать. Цена на нее несоизмерима с внешним видом и качеством».
Если на открытых рынках условия для работы близки к экстремальным (летом – зной, зимой – морозы), то в торговых центрах торговать куда комфортнее. Тем не менее, большинство торговых павильонов с товарами российского легпрома закрыта. Эффект от Указа 222 сразу виден и здесь.
Так выглядят павильоны в торговых центрах Могилева
Немало бизнесменов свой товар вывезли подальше от контролеров. Алексей - один из них. У него нет уверенности, что президентский указ отменят.
«Пока сворачиваемся, может, как-то на нас обратят внимание. Анатолий Шумченко что-то предлагает власти. Мы поддерживаем», - без ноток оптимизма говорит Алексей.
Предприниматели вывезли товар. Оставили манекенов.
Алексей торгует обувью более двадцати лет. Признается, что видит только два варианта выхода из тупиковой ситуации: либо закрываться, либо искать документы.
«Если найдем документы, то возрастут цены, а у нас и так никто ничего не покупает. А если цены вырастут, то вообще придется уходить из этого павильона. Нечем платить аренду. Возможно, поедем в Россию. Там такого пока нет. Налоги не настолько высоки. Но надежда на изменения к лучшему остается и здесь на родине», - на прощание, замечает Алексей.