Рождество 25 декабря празднуют вместе с католиками и протестантами православные греки, болгары, румыны, чехи, киприоты, и первый среди равных Константинополь. На позициях юлианского календаря остаются Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская церкви. Белорусская православная церковь является каноническим подразделением РПЦ, поэтому православные верующие нашей страны тоже празднуют Рождество 7 января. Между тем, еще в 1917 году собор РПЦ принял решение перейти на новый стиль, но до сих пор его не выполнил. Для перехода на григорианский календарь теперь даже не требуется постановления Поместного Собора, Синода достаточно лишь выполнить решение 1917 года, но ...
Как рассказала Службе информации «ЕвроБеларуси» доктор богословия Ирина Дубенецкая, упорное следование юлианскому календарю можно объяснить только традицией.
- Здесь стоит напомнить, откуда вообще дата 25 декабря. В этом случае тоже не такая уж и однозначная история, ведь христианские церкви начали праздновать рождение Христа только в IV веке. Ранние христиане праздновали момент объявления Христа - 6 января (Вадохрышча - по-белорусски), когда Иисус принимает крещение от Иоанна Крестителя и в развёрстых небесах видит Святого Духа, что в виде голубя спускается, и слышит голос, который говорит: " Ты Сын Мой любимый ".
Это очень древний праздник. И на него приходилось основное празднование появления Христа. И мы знаем, что во II-м и даже в начале IV века христианские писатели даже издевались над идеей празднования дней рождения и дней рождения богов. Хотя даже и во II веке в Иринея Лионского мы видим ссылки на то, что зачатие произошло на 25 марта, приходящийся на день весеннего равноденствия, а рождение, значит, на день зимнего солнцеворота - на 25 декабря. Такие идеи были, но церковь не отмечала такие праздники до IV века. По документам мы знаем, что первое празднование рождения Христа 25 декабря - это середина IV века в Риме. В восточных же церквях этот праздник было введен еще позже - в самом конце IV века, благодаря в том числе и горячей пропаганде праздника Иоаном Златоустом.
- Почему именно этот день, день зимнего солнцеворота?
- Поворот к Солнцу, рождение Солнца - это очень знаменитый праздник во всех традиционных культурах, там, где имели значение солярные календари. Это и в древней традиции, древнеевропейской, древнескандинавской. В Римской империи этот праздник назывался Рождение непобедимого Солнца. Если же христианство стало официальной религией в Риме, то идея непобедимого Солнца синкретизировалось с Рождеством Христа как Солнце праведности. Как раз об этом пишет Иоанн Златоуст: "Если они это называют рождением Солнце непобедимого, то кто непобедим как только наш Господь?" И он, по словам Иоанна Златоуста, как раз есть Солнце праведности.
Таким образом, вся идея Рождества Христова от IV века сводится не к дате. На 25 декабря приходится зимний солнцеворот, и это есть главным - именно зимний солнцеворот, рождение Солнца.
А дальше возникает эта проблема юлианского кадендаря. Юлианский календарь потихоньку отстает от тропического года, и от конца ХVI века, когда был принят Григорианский календарь, три дня в четыре века. В следующем веке празднование Рождества Христова по юлианскому календарю будет не 7-го, а 8 января, так как в XIX веке оно отмечалось 6 января. И если представить себе на очень далекую перспективу, то с каждым веком празднование Рождества Христова по юлианскому календарю будет уходить все дальше и дальше от дня зимнего солнцеворота, от идеи Рождества Христа как Солнца праведности.
Первичная причина непринятия Православием гражданского календаря - это то, что переход на новый календарь был предложен Папой Римским. И известное мнение Московской церкви, что "лучше разойтись с солнцем, чем сойтись с Папой Римским". Но, видите, разошлись и с солнцем, и с самой этой идеей рождения Солнца. И поэтому те православные церкви, которые остались на юлианском календаре, сейчас тоже задумываются, так как на самом деле никаких оснований нет, чтобы следовать этому. Тем более, что юлианский календарь - наследие языческого императора Юлия Цезаря, если уж на то пошло. Ну, это, конечно, никакого значения не имеет, а имеет значение именно сила традиции.