Оккупированный регион – не такой уже и подарок, чтобы так страстно стремиться забрать его обратно именно сейчас.
Руководство самопровозглашенных республик в Донбассе загнало себя в ловушку: им нужно постоянно поддерживать перед своим населением иллюзию войны, пишет российский политолог Дмитрий Орешкин на сайте «Новое время».
Если этой иллюзии не будет, тогда люди начнут требовать от них если не улучшения жизни, то, как минимум, возвращения к прежним стандартам. Соответственно, им нужно постоянно говорить: «на нас покушаются, мы вас защищаем, а ваше дело – затягивать пояса».
Между прочим, то же самое иногда пытаются делать и с украинской стороны. Я не хочу сказать, что лично президент Порошенко этим занят, но есть простой и соблазнительный способ объяснить все проблемы: «у нас реформы не идут, потому что в стране война. Победим – и займемся реформированием».
Но, если в Украине такая хитрость долго работать не может, потому что есть нерегулируемые и независимые парламент и гражданское общество, то в ДНР эта стратегия может применяться неограниченно долго, как в Северной Корее, которая постоянно «воюет с Соединенными Штатами» и «обрушивает на них море огня». По телевизору, конечно. А раз обрушивает море огня – понятное дело, что не до еды, так что людям нужно потуже затянуть пояса.
Это вполне предсказуемо и неизбежно. Вопрос только в том, когда жителям Донецка надоест, наконец, глотать эту пустую мормышку. Жителям Украины слушать отговорки о войне уже надоело – их этим уже не разведешь и словесной борьбой не восхитишь.
А для руководства ДНР это жизненно необходимо: чтобы сохранить власть, им жизненно необходимо поддерживать военное напряжение на границе. Выживать-то надо как-нибудь.
Отсюда и напряжение на границе: выполнение Минских соглашений для главарей ДНР – это нож острый. После этого они станут никем – политическая карьера окончена, им придется бежать в Россию и превратиться в лузеров-иммигрантов, которые были большими начальниками, а стали беженцами.
Поэтому боевики подталкивают Москву к жестким действиям. Самой же Москве они уже до смерти надоели – кормить она их не собирается, а если бы и собиралась – не может; потому она стремится от них избавиться.
Меня в этой ситуации больше беспокоит украинская позиция: сейчас было бы очень неразумно жадничать и заглатывать обратно этот раскаленный уголь, ведь так можно и пищевод обжечь. А вести себя рационально в данной ситуации будет очень трудно – сразу начнутся обвинения в предательстве и работе на Кремль. К счастью, уже и среди украинцев появляется позиция, что Донбасс – не такой уже и подарок, чтобы так страстно стремиться забрать его обратно именно сейчас.