История минского предприятия – наглядное свидетельство того, как неумелое управление превращает лидеров в аутсайдеров.
В СССР купить «Горизонт» было довольно непросто. Эта марка пользовалась заслуженной популярностью и в постсоветские времена. А недавно стало известно, что в октябре 2015-го завод выпустил ровно 0 (ноль) телевизоров. Официальная статистика по ноябрю еще не опубликована, зато сообщалось, что в середине декабря предприятие ушло на каникулы до 11 января, пишет «Салiдарансць».
«Мы с японцами сцепились в конкурентной борьбе»
Еще в 2004 году все выглядело довольно неплохо. Во всяком случае, Александр Лукашенко ставил «Горизонт» в пример и скромно записывал успехи предприятия в число собственных достижений. Он неоднократно подчеркивал, что не позволил продать завод иностранным инвесторам, которые хотели купить его, чтобы «уничтожить».
При этом Лукашенко, читая в БГУ лекцию «Исторический выбор Республики Беларусь», не преминул рассказать очередную байку:
— Мы с японцами сцепились в открытой конкурентной борьбе... Наш телевизор — и это нам приносит нормальную рентабельность, хотя, конечно, богатыми и супербогатыми наше государство и коллектив не делает — стоит 140–150 долларов. Такой же телевизор японский — 300–400. Мы боролись где–то полтора–два года. Приезжают ко мне японцы, «Господин Президент, просим Вас об одном — повысьте цену на свой телевизор». Говорю, — «Зачем нам повышать цену на российском рынке? Нам достаточно. Рентабельность 30 процентов». — «Немножко поможем. Налоговые кредиты дадим». Я говорю, — «А зачем?» — «Ну, очень дешевые. Наши телевизоры не покупают». Говорю,– «Так вы снижайте свою цену». — «О нет, ну как же мы снизим? Мы не можем. Налоги большие в Японии платить надо».
В общем, «Горизонт», если верить Лукашенко, был настолько успешен, что отравил жизнь даже производителям из Страны Восходящего Солнца.
«Вы для меня, ваш трудовой коллектив – это тоже мои дети»
В том же году, в рамках пресс-конференции Александра Лукашенко была организован телемост с «Горизонта», как предприятия, очевидно демонстрирующего успешность «уникальной экономической модели», архитектором которой подобострастно называли главу государства. В ходе этого мероприятия руководитель Беларуси даже назвал работников завода «своими детьми».
Лукашенко упомянул тогда, как в середине девяностых решил: «Все сделаю, но наш телезавод «Горизонт» я обязан спасти». После чего констатировал, что очень доволен развитием предприятия, заодно проанонсировав выпуск в 2004-м 1 миллиона 330 тысяч телевизоров.
Тогда же первое лицо государства вновь заявило, что в приватизации «Горизонта» нет необходимости. И в качестве резюме Лукашенко вновь приравнял заводчан к своим чадам: «Вы мои «дети» тоже, вы в моей судьбе очень такое показательное предприятие».
Начало конца
В этой истории в основную экономическую сюжетную линию вплетается еще одна – политическая. Как известно, именно в 2004-м Александр Лукашенко провел «референдум», чтобы снять конституционное ограничение по количеству сроков на посту главы государства и получить возможность продлить свое президентство.
Накануне «всенародного голосования» руководитель Беларуси посетил все тот же «Горизонт», как бы намекая, что и страну в целом ждет такой же расцвет, как данное предприятие. «Советская Белоруссия» радостно рапортовала об удвоении валютной выручки завода.
«Я вашего за бесценок никому не продал. Даже можно сказать вообще ничего не продал и не продам. Это наше. Меня убеждали, что «Горизонт» надо продать «Панасонику», «Сони». Конечно, они бы сюда пришли. Но они бы делали не «Горизонт». Они бы делали свой телевизор. И доходы, и прибыль шли бы туда. А наш рынок они бы заняли. И вот тот рынок, который мы сегодня в России, других республиках заняли – это был бы их рынок», – заявил Лукашенко.
Он также пообещал, что государство будет и дальше помогать «Горизонту»: «Эта поддержка основана на точном экономическом расчете, и наши решения оказались правильными».
На самом деле, именно тот период стал для предприятия началом конца.
Как «Горизонт» дошел до такой жизни
Чтобы понять, сколь высока конкуренция среди производителей телевизоров, не нужно быть экспертом в данной отрасли. Достаточно заглянуть в ближайший гипермаркет или зайти в каталог крупного интернет-портала.
Оставаться на плаву в таких условиях можно либо кооперируясь с крупными мировыми игроками, либо постоянно создавая собственные ноу-хау, что, впрочем, требует колоссальной научно-технической базы. Таковой в Беларуси не было, а возможность объединения усилий с разными «сонями» и «панасониками» Лукашенко сам пресек. Тем самым «Горизонту» был вынесен приговор.
Спустя 11 лет бывший лидер влачит жалкое существование, собирая за год десяток тысяч телевизоров (а собирались производить до 3 миллионов). Вот что увидел посетивший предприятие корреспондент «Радыё Свабода»:
«Неухоженные строения, почти пустая трехэтажная столовка, конструкторские лаборатории, приспособленные под оптовые склады. В зданиях развал и запустение, темные коридоры и брошенные офисы...»
А Лукашенко теперь сюда не ездит. Его «дети» с «Горизонта» остались сиротами.
«В итоге белорусы имеют всю эту ерунду»
Источник «БелГазеты» в холдинге «Горизонт» так прокомментировал ситуацию: «Даже если мы будем закупать самые дешевые китайские комплектующие, ситуацию с ценой это не исправит. Во-первых, главное в цене – это ЖК-панель, а список их производителей очень мал, они держат цены.
Во-вторых, мы по объему производства все равно не можем сравниться с LG, Samsung, Supra или Philips. У них принципиально иные объемы, у них сборка по всему миру, а потому себестоимость на единицу продукции все равно ниже.
Наконец, нам приходится на себестоимость вешать всю социалку, все пустующие цеха и простаивающие мощности. Так что, какими бы низкими ни были зарплаты наших рабочих, цена на белорусские «Горизонты» все равно останется неконкурентоспособной».
Знаменитое предприятие стало ГОРИЗОНТальным символом белорусской промышленности. Да, пожалуй, и в целом экономики, которая практически находится в положении «лёжа».
Это результат экономических решений, принятых Александром Лукашенко: в частности, его нежелания делиться «Горизонтом» с кем-нибудь.
Это, если смотреть шире, результат политических решений Александра Лукашенко: прежде всего, его нежелания делиться властью с кем-нибудь. Последствием этого являются управленческие ошибки, которые тормозят развитие как страны в целом, так и отдельных предприятий.
Но было бы неправильно валить всё на одного человека, пусть и с царскими полномочиями. Всё гораздо хуже.
В девяностые годы «Горизонт» был интересен не только японцам, но и корпорации Philips. Но её представитель Мартин Ван ден Брук вспоминал в документальной ленте Владимира Коласа «Кризис в раю», что стороны говорили на разных языках, и не только в буквальном смысле:
«Даже разговаривать о новом дизайне телевизоров с этими начальниками было настоящим ужасом. Когда мы предлагали им новый дизайн, в ответ раздавалось одно: нет, люди не будут это покупать. Почему нет, если покупают «Филипс»? Нет, Мартин, у нас русские традиции, у нас русская культура. Это ты ничего не понимаешь, потому что ты с Запада, а мы все делаем по-своему. Постоянно одно и то же.
И в итоге белорусы имеют всю эту ерунду. Я долго пытался понять: в чем причина, почему все идет не так? Из-за Лукашенко? Может. Из-за министров? Может. Но похоже, что это глобальная проблема всего народа».
Последний штрих
«Вишенкой на торте» является поздравление, направленное Александром Лукашенко коллективу холдинга «Горизонт» в связи с 65-летием компании. Там, в частности, говорится: «Сегодня «Горизонт» по праву входит в число ведущих компаний отрасли, обладающих современной производственно-технологической базой и высококвалифицированными кадрами...»
Поздравление было направлено в октябре 2015-го – аккурат в том месяце, когда «ведущая компания отрасли» не выпустила ни одного телевизора.