По статистике, на 1 декабря 2015 года в органах по труду, занятости и социальной защите находились сведения о наличии 29,3 тысячи вакансий, тогда как в конце 2014-го — 33,6 тысячи, 2013-го — 50,5 тысяч, 2012-го — 62 тысяч, передает БелаПАН.
Нынешний спрос на рабочую силу — самый низкий с 2004 года. Даже в 2009-м, на фоне мирового экономического кризиса, когда в Беларуси наблюдался спад промышленного производства, уровень заявленных вакансий был выше — их количество составляло 34,5 тысячи.
На этом фоне в 2015 году в стране наметилась тенденция роста безработных. По данным Минтруда и соцзащиты, на 1 декабря в Беларуси численность состоящих на учете безработных составила 43,2 тысячи человек. Для сравнения: в конце 2014 года этот показатель был на уровне 24,2 тысячи человек, в конце 2013 года — 21 тысяча, в конце 2012 года — 24,9 тысячи. Согласно официальным данным, сегодня в Беларуси максимальное с 2007 года количество безработных.
Эксперты отмечают, что снижение количества вакансий и рост безработицы стали следствием экономического спада, который наблюдался в Беларуси в минувшем году.
Кроме того, свою лепту внес и декрет о тунеядстве. «Многие зарегистрировались безработными с одной-единственной целью — избежать уплаты налога на тунеядство, — уверен старший исследователь CASE-Беларусь Владимир Валетко. — По моим оценкам, до 90% роста безработицы с начала года вызвано именно появлением декрета о тунеядцах. Люди, которых увольняют с предприятий, в большинстве своем не идут в службу занятости и не регистрируются безработными».
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц считает, что на случай безработицы необходимо создавать страховые фонды.
«Чтобы проводить банкротство, нужны фонды, которые будут оказывать поддержку остающимся без работы сотрудникам предприятий. Речь идет о создании страховых фондов, которые могли бы стать „подушкой безопасности“ для работников, если в отношении их предприятий будет проводиться процедура банкротства», — пояснил Гриц.
Напомним, ранее профсоюзы предлагали президенту «рассмотреть вопрос о создании компенсационного фонда, из которого можно было бы выплачивать работникам компенсации в случае, когда на предприятии нечего продавать и нет финансовых средств для выплат».