Власти тормозят введение малого приграничного движения, чтобы из страны не вывозили валюту.
Порядка 1,7 миллиона белорусов смогут в упрощенном режиме посещать Польшу и Литву, если заработает малое приграничное движение. Правда, для подготовки соответствующей инфраструктуры потребуется значительная сумма. Об этом пишет председатель Государственного пограничного комитета Леонид Мальцев на sb.by, сообщают «Белорусские новости».
Что такое малое приграничное движение?
Беларусь заключила международные договоры с Польшей, Литвой и Латвией о введении упрощенного порядка приграничного движения в 2010 году. Малое приграничное движение с Латвией заработало с начала 2012 года, а с Литвой и Польшей международные договора пока не вступили в силу.
Согласно договоренностям, жители приграничных территорий могут посещать аналогичные территории сопредельных государств без виз, но по специальному разрешению. По договору с Польшей первое разрешение выдается на два года, а очередное — до пяти лет. По договору с Литвой и Латвией разрешение выдается на срок от одного года до пяти лет. Размер сбора за рассмотрение заявления о выдаче разрешения составляет 20 евро.
К приграничным территориям относятся территории административно-территориальных единиц, расположенные не далее чем в 30 км от общей границы. Но если часть такой административно-территориальной единицы находится в зоне от 30 до 50 км от границы, то она вся считается зоной МПД.
Под действие МПД подпадает 3 миллиона человек
В Беларуси под действие малого приграничного движения на литовском направлении подпадает 113 городов и сельсоветов с общей численностью около 600 тысяч человек, на польском — 89 аналогичных административно-территориальных единиц с населением около 1,1 миллиона граждан. Для сравнения: в Польше и Литве этим движением могут быть охвачены 93 административные единицы с общей численностью 1,4 миллиона человек.
Самый высокий потенциал «приграничной интеграции» с Беларусью — у Литвы, где более четверти населения (в основном за счет Вильнюса) может получить возможность посещать нашу страну в упрощенном порядке. В тоже время около 65% белорусских участников МПД сосредоточено на польском направлении, в первую очередь за счет Бреста и Гродно.
«Всего же пересекать границу упрощенно и свободно перемещаться по сопредельной приграничной территории смогут более 3 миллионов человек. И если, скажем, только их десятая часть — 300 тысяч — будет ездить в сопредельное государство хотя бы раз в месяц, то с введением правил малого приграничного движения нагрузка на пункты пропуска увеличится как минимум на 30%», — отмечает Леонид Мальцев.
Сейчас в среднем белорусскую границу на этих направлениях пересекает около 1,2 миллиона граждан ежемесячно.
«А если популярность МПД по различным причинам возрастет, то, по самым скромным подсчетам, нагрузка на отделения пограничного контроля увеличится до 70%», — пишет глава ГПК.
На подготовку инфраструктуры необходим 1 трлн рублей
Леонид Мальцев признает, что белорусская инфраструктура пунктов пропуска не готова к такой нагрузке.
В настоящий момент на границе с Литвой и Польшей действует 26 пограничных переходов. Из них 24 подходят для введения малого приграничного движения. На оставшихся двух оформляется исключительно грузовой транспорт.
«При этом фактическая пропускная способность большинства пунктов пропуска и без того ощутимо превышает проектную», — сетует Леонид Мальцев.
По его словам, наряду с этими проблемами требуется решить вопрос возобновления пешеходного движения на всех автодорожных погранпереходах, а также повысить статус ряда пунктов упрощенного пропуска до международного.
«В частности, необходимо выделить отдельные направления следования для пешеходов, установить тротуары, ограждения, турникеты, освещение, системы видеонаблюдения и информирования, а также модули пограничного и таможенного контроля», — пишет глава ГПК.
В целом, по предварительным оценкам, для полноценного функционирования малого приграничного движения с Литвой и Польшей Беларуси понадобится около 1 трлн рублей (порядка 50 млн долларов).
«А срок их освоения — не менее двух лет при бесперебойном финансировании и одновременном выполнении работ на всех объектах, что реализовать крайне сложно. Также нужно создавать сервисные зоны под электронную очередь в автодорожных пунктах пропуска, залы ожидания и места несения службы пограничных нарядов на железнодорожных станциях и прочее. Дополнительных средств на всё это у нас пока нет», — отмечает Леонид Мальцев.
В решении финансового вопроса ГПК рассчитывает международную помощь.
Власти тормозят введение МПД, поскольку боятся оттока белорусов на шопинг
Эксперт по вопросам миграции Андрей Елисеев удивлен, что белорусские власти именно сейчас приводят финансовый аргумент в качестве оправдания затягивания реализации договоров о МПД.
По словам эксперта, расчеты по расходам и другие аналитические выкладки должны были быть произведены еще пять лет назад, когда заключались договоренности между странами.
Сетование чиновников на отсутствие денег для запуска МПД Елисеев называет «отговорками».
«Инфраструктурные проблемы были и есть там, где малое приграничное движение уже действует. На границе Украины и Польши, Украины и Венгрии, Польши и России. Нигде нет идеальной инфраструктуры, но это не помешало этим странам запустить малое приграничное движение, и оно довольно успешно действует», — отмечает Андрей Елисеев.
При этом, по его словам, запуск МПД не означает, что все три миллиона жителей пограничья резко и сразу воспользуются упрощенным режимом. Разговор идет про постепенное увеличение количество людей, получивших разрешение на упрощенное передвижение.
«Процедура получения разрешения схожа с визовым режимом, но более простая и менее затратная. Ее нужно проходить в консульствах, и очевидно, что консульства не справятся с тем, чтобы выдать пропуски даже десяткам тысяч людей, не говоря уже о миллионах. То есть, речь не идет о том, что миллионы людей ломанутся и получат разрешение на упрощенное передвижение на приграничной территории. Это будет происходить постепенно», — подчеркивает эксперт по миграции.
По его мнению, реальные причины того, что реализация МПД затягивается, кроются в нежелании белорусских властей увеличивать потоки выезжающих на шопинг в Вильнюс и польские приграничные городки.
«В любом случае, количество перемещений в пограничье увеличится, если заработает упрощенный режим. Соответственно, можно полагать, что увеличатся траты белорусов в торговых центрах польского приграничья и Вильнюса. Это еще больше будет ухудшать внешнеторговый баланс Беларуси», — говорит Андрей Елисеев.
По его словам, в 2014 году белорусы потратили в польском приграничье около одного миллиарда долларов.
«Это довольно существенная сумма, поэтому власти и затягивают реализацию малого приграничного движения», — полагает политолог.