Деньги в бюджете на эту услугу есть, но проблема в том, что не подписана Госпрограмма о социальной защите и содействии занятости.
Как пишут «Белорусские новости», за одиннадцать месяцев 2015 года социальным такси выполнено более 64 тысяч заявок. В Минске это крайне востребованная услуга, которой чаще всего пользуются инвалиды, в первую очередь с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для Ларисы Жунусовой, инвалида детства, социальное такси было практически единственной возможностью выехать из дома. Вне дома Лариса передвигается на коляске, а по квартире — опираясь на специальное приспособление.
«Мне позвонили из районного центра социального обслуживания днем 31 декабря и сказали, что заказанное социальное такси на 3 января не приедет. Объяснили, что нет средств на финансирование. А еще сказали, что к тем, кто не может не выезжать из дома, на гемодиализ, например, такси все-таки приедет», — рассказала Лариса Жунусова.
Лариса пользовалась социальным такси часто — ребенка завезти в поликлинику, съездить самой к врачу или по делам: «Даже если бы я вызвала обычное такси, не смогла бы сесть в машину. Когда заказывала социальное, всегда просила машину с подъемником. И даже в таком случае мне всегда помогал один из сыновей. Мне нужен сопровождающий, чтобы закатить, выкатить коляску. Одним словом, теперь я крайне ограничена в передвижении».
Сотрудники территориальных центров социального обслуживания населения сами в шоке и в один голос говорят, что не знают, каким образом выйти из ситуации. Одно дело отказать в социальном такси инвалиду-колясочнику, а совсем другое — нуждающимся в гемодиализе, являющемся жизненно необходимой процедурой.
Доходит до того, что инвалидов сотрудники возят на личных автомобилях. Изыскивают средства из бюджета адресной социальной помощи для того, чтобы люди могли взять обычное такси.
В общем, на гемодиализ всеми правдами и неправдами нуждающихся до сегодняшнего дня доставляли. Это подтвердил и заместитель главного врача по медицинской части 4-й клинической больницы Дмитрий Торопилов.
Социальное такси по-прежнему доставляет пациентов на диализ в клинику, а обратно пациентов чаще всего отвозят на транспорте больницы, рассказал Торопилов: «На это есть выделенное финансирование, и это устоявшаяся практика, ведь порой диализ заканчивается довольно поздно».
Работа социального такси в Минске предусмотрена Государственной программой о социальной защите и содействии занятости на 2016-2020 годы, сообщила председатель Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович. Ранее социальное такси действовало в рамках аналогичной программы, действие которой завершилось с наступлением 2016 года.
По словам Романович, программа на новую пятилетку находится на согласовании в Министерстве экономики, потом документ отправят на обязательную юридическую экспертизу, после чего работа социального такси в Минске возобновится.
Жанна Романович отметила, что средства на работу социального такси уже выделены в полном объеме.
Из-за несогласованности действий чиновников возникла еще одна проблема. В связи с окончанием Программы развития социального обслуживания в городе Минске на 2011-2015 годы, отдельным категориям получателей пенсий временно с 1 января приостановлена выплата из средств местного бюджета ежемесячного социального пособия к пенсии. Речь идет о доплате из бюджета Минска в размере порядка 200 тысяч рублей тем, кто получает социальные пенсии.
Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский расценивает происходящее, как отказ властей от государственных гарантий.
«Социальное такси — это не социальный проект, а компенсация за недоступность общественного транспорта, которой людей лишили», — отметил Дроздовский, комментируя создавшуюся ситуацию.
Подобные факты, считает Дроздовский, создают впечатление о неустойчивости cистемы социальной поддержки в стране.