Хозяина Кремля, очевидно, ввели в заблуждение его не очень подготовленные в экономическом отношении помощники.
Во второй части интервью газете «Бильд», опубликованной 12 января 2016 года, Владимир Путин сказал дословно следующее: «Мы занимаем пятое-шестое место в мире по объёму экономики. Сейчас, может быть, чуть поменьше, имея в виду те экономические сложности, про которые я сказал, но мы точно знаем, что у нас есть очень хорошие перспективы развития и потенциал. По паритету покупательной способности это где-то шестое место примерно».
Судя по этой цитате, хозяина Кремля, очевидно, ввели в заблуждение его не очень подготовленные в экономическом отношении помощники, увидевшие в материалах международных финансовых организаций соответствующие цифры, но не вполне понявшие их смысл.
Дело в том, что данные, публикуемые, например, МВФ, рассчитываются по паритетам покупательной способности национальных валют в текущих ценах. Поэтому показатели ВВП стран, в экономике которых велика доля углеводородов, в последние годы (годы нефтяной бонанзы) измерялись в ценах, существенно завышенных по сравнению с их долгосрочными трендами. Так, паритет покупательной способности пары рубль-доллар для всего российского ВВП в 2014 года оказался выше (в пользу рубля) уровня паритета покупательной способности 2008 года примерно на 22%, уровня паритета покупательной способности 2005 года – на 36%, уровня паритета покупательной способности 1998 года – на 81%. Таким образом, настолько же завышенными оказались и величины ВВП 2015 года по сравнению с показателями ВВП соответствующих лет. Поэтому снижение мировых цен на углеводороды неизбежно ведет к снижению и величины паритета покупательной способности и оценки всего российского ВВП по паритету покупательной способности
Так, например, ВВП России 2015 года, измеренный по паритету покупательной способности валют в ценах 2014 года (мировая цена на нефть – 96,3 доллара за баррель), составил, по предварительным данным МВФ, 3474 миллиарда долдаров. Тот же ВВП России 2015 года, измеренный по паритету покупательной способности валют, но в ценах 2005 года (среднегодовая мировая цена на нефть в 2005 году была 54,4 долларов за барель), оказывается равным 2556 миллиардов долларов. Тот же российский ВВП 2015 года, измеренный по паритету покупательной способности валют в ценах 1998 года (среднегодовая мировая цена на нефть составляла 12,7 долларов за баррель), равен всего лишь 1916 миллиардов долларов.
Российские показатели 2015 года (величина ВВП по паритету покупательной способности, удельный вес в мировом ВВП, место в мировом рейтинге по ВВП, относительный уровень экономического развития) в зависимости от применения в расчетах паритета покупательной способности цен разных лет
В 2015 году мировая цена на нефть опустилась до примерно 51 долларов за баррель, в 2016 году она, скорее всего, будет еще ниже. Таким образом, величина российского ВВП 2015 года по паритету покупательной способности валют, рассчитанному в ценах 2015 года, оказывается меньше того же ВВП по ППС, рассчитанному в ценах 2014 года, почти на триллион долларов. Более низким оказывается и место России в мировом рейтинге по ВВП (вместо шестого места – в лучшем случае десятое), удельный вес России в мировой экономике (вместо 3,07% мирового ВВП – примерно 2,2-2,3%), относительный уровень экономического развития страны по сравнению с США (вместо 42,5% – примерно 31%).
В наступившем 2016 году размер ВВП России, измеренный в более низких ценах по более скромному паритету покупательской способности нового 2016 года, будет еще меньше. Если же среднегодовые цены на нефть в этом году продолжат снижение по сравнению с их величинами в начале нынешнего января, то по общим размерам экономики по ППС в 2016 году Россия покинет и первую десятку стран мира.
Что же касается ВВП по текущим обменным курсам, то по этому показателю, согласно предварительным данным МВФ, Россия в 2015 году заняла 13 место в мире.
ВВП по текущим обменным курсам в 2015 году
Андрей Илларионов