На Гомельщине около 28 тысяч предпринимателей остались без заработка из-за указа Лукашенко о сертификации товара.
Привокзальный рынок в Гомеле был всегда очень популярен. Раньше здесь продавали продукты, сельхозпродукцию, товары легкой промышленности. Сейчас несколько киосков продают духи, игрушки и книги для детей, искусственные венки и цветы для ритуальных услуг и кое-что из товаров легкой промышленности. Рынок опустел, сообщает «Радыё Свабода».
Женщина в годах стоит при детских книжках как сторож - никакой торговли на почти пустым рынке нет:
«Сначала у нас ликвидировали продукты. Людям очень неудобно. Человек идет с железнодорожного вокзала на автовокзал, хочет купить продукты, зубную пасту, что-нибудь из обуви - те же тапочки, детям игрушки хочет купить. Сейчас здесь почти ничего нет. Люди ругаются. Почему нельзя ничего купить? И где купить? Торговые ряды пустые. Люди спрашивают: «Почему?» Многие не понимают. Продукты убрали, одежда закрыта. Теперь только случайные люди заходят. Такого никогда не было».
Продавщица косметики, сертификаты на которую ввели еще лет семь назад, дополняет печальную картину:
«Рынок одичал, поскольку торговцев вещами нет - киоски не работают. Продуктов нет. Где вы видели рынок, чтобы продуктов не было? И промтовары убирают. Таких рынков вообще не бывает. Выгодно, видимо, кому-то, поэтому и убирают».
В начале торгового ряда, примыкающего к улице Курчатова, на закрытом роллете висит объявление: «Закрыто в связи с невозможностью исполнения указа Лукашенко № 222», на других - «Выходной» или «Закрыто по техническим причинам».
В самом углу Привокзального рынка вязаные шапки, шарфы продает предпринимательница Марина. Она объясняет, почему вышла на работу, когда большинство предпринимателей под страхом больших штрафов и конфискации товаров работу прекратили:
«Я вожу товар официально, плачу налог на добавленную стоимость. Мне же эти деньги надо заработать. У меня московская продукция, она сертифицирована и с соответствующими сопроводительными документами. Я стала работать после выхода 222-го указа. Через интернет искала товар. У меня ушло на это целое лето. Люди очень разочарованы, что рынок, по сути, закрылся. Ведь люди привыкли покупать все на рынке - дешевле, выбор больше. Очень многие жалуются».
Прилично одетая горожанка, которая представилась Любовью Петровной, так говорит о закрытых роллетах:
«Я расстроена. Езжу уже пятый раз на рынки и не могу купить детям надувные зимние сапожки. Очень расстроена. Тут такой хороший рынок был - дешевый, для семьи. Человек, у которого много денег, купит дорогой товар в магазине, а у кого денег мало, он приедет на этот рынок, выберет себе нужное - и ни на кого не будет обижаться. Зачем мне сертификаты? Если мне нравится вот эта кофта, я ее куплю без всякого сертификата. И ни на кого не буду обижаться, что она какая-то там плохая или еще какая. Это по желанию и по моим деньгам».
Пустуют, за редким исключением, и вещественные торговые ряды на Центральном рынке. Кое-где продают ту же косметику, дорожные сумки и чемоданы.
На отдельных закрытых роллетах висят объяснения. Одно из них: «Товар не сертифицирован в соответствии с требованиями Таможенного союза».
Рядом с объявлением предпринимательница Раиса открыла свой роллет - продает косметику, устройства для бритья, различные наборы лезвий. Сама она учительница биологии и химии. Предпринимательством занималась свыше пятнадцати лет. Теперь - финиш:
«Нет никакой работы. Видите, ни людей, ни торговцев, ни выручки - ничего. До конца месяца доработаем, закрываемся и уходим. Все! А что тут делать? Даже не знаем, куда деваться. Надо бы куда-нибудь устроиться. Но куда, не знаю, так как нигде работы нет, несмотря ни на образование, ни на что. Нигде никто не берет».
Собеседница считает напрасными и различные собрания предпринимателей, вроде того, что устроила 11 января объединение «Перспектива» в Минске. Такие собрания имеют смысл только тогда, когда на них присутствуют государственные служащие, которые наделены полномочиями то решать. Иначе - пустая говорильня:
«Приходят на собрания якобы государственные люди, которые ничего не решают. Даже что-то сказать по существу не могут. О чем тут говорить ?! Какой-то бандитизм и рэкет со стороны государства. Я уже и не знаю, что делать - разве только закрываться и уходить, иначе нельзя. Ну, на Площадь выйдем…»
На Гомельщине около 28 тысяч индивидуальных предпринимателей. И пока непонятно, каким образом власти собираются трудоустраивать эту армию предпринимателей, которые с введением указа № 222 остались без работы, а значит, и средств к существованию.
Напомним, что с 1 января 2016 года белорусские ИП массово прекратили торговлю. С этой даты, согласно указу Лукашенко, предприниматели не смогут продавать товары легкой промышленности, ввезенные из стран Таможенного союза, без сертификатов. До 1 января 2016 года им предоставлялось право реализовать остатки товаров, ввезенных до 1 июля 2014 года в Беларусь без сопроводительных документов, по зарегистрированным в налоговых органах описям остатков.
500 предпринимателей рынка в Полоцке в полдень 16 октября начали бастовать в знак протеста против массовых проверок, которые проводят сотрудники налоговой инспекции и ОБЭП. Встреча с администрацией не принесла результатов. В районной налоговой инспекции предпринимателей предупредили о том, что проверки продолжаться. Полоцкие ИП не исключают новых акций протеста.
С начала января 2016-го на пустующих рынках и в торговых центрах Беларуси проходят стихийные митинги предпринимателей.
Антикризисный форум предпринимателей, который проходил 11 января в минской гостинице «Беларусь», собрал около полутора тысяч представителей малого бизнеса. На форум съехались предприниматели из Минска, Гомеля, Бреста, Витебска, Могилева, Борисова, Жлобина, Слуцка, Полоцка, Новополоцка, Орши, Слонима, Молодечно, Быхова, Бобруйска, Светлогорска, Осиповичей, Мозыря, Добруша, Лиды, Червеня, Заславля, Волковыска.
Организатором форума выступило республиканское общественное объединение «Перспектива».
Организаторы форума распорядились вывести из зала предпринимателя и общественного активиста Александра Макаева за призыв к митингу.
Лидер белорусской оппозиции Николай Статкевич предложил предпринимателям план легальной акции протеста у администрации Лукашенко.