Комиксы - это далеко не всегда детские книжки.
Это огромный пласт современной культуры, однако в наших краях явление далеко не такое распространенное. Тем не менее и в Беларуси есть люди, всерьез увлекающиеся графическими романами tut.by поговорил с Юрием Лукашевичем, обладателем большой коллекции комиксов.
Комиксы — это не только журналы, но и книги, часто с ограничением «18+»
Юрий — руководитель отдела в одном из белорусских сотовых операторов, но интересует его не только мобильная связь. «Другая сторона» его жизни заметна, как только заходишь в его квартиру: на полках в комнатах практически нет обычных книг — только комиксы, разбавленные игрушечными фигурками персонажей из них.
В коллекции Юрия около 600 книг в твердом переплете и мягкой обложке, а также несколько коробок журналов — в общей сложности чуть более 1000 штук.
Впрочем, Юрий уверен, что наверняка даже в Минске есть коллекции побольше, чем у него, несмотря на то, что фанатов комиксов в нашей стране не очень много. По его словам, в Беларуси есть и те, кто собирает оригинальные книги на английском, на французском и даже на японском языках.
— Коллекционирование не подразумевает скупку всего, что издается. К примеру, за прошлый год только на русском языке вышло порядка 400 комиксов. Я выбираю лишь то, что мне нравится, что захочу поставить на полку, перечитать позже, — рассказывает Юрий. — У людей, которые никогда не сталкивались с комиксами, часто существует заблуждение, что комиксы — это исключительно какие-то смешные картинки, журналы для детей.
Но на самом деле как раз детских комиксов выходит довольно мало. Большая часть — это книги с пометкой «16+» или «18+». Причем эта пометка вполне обоснованна — речь не о каком-то запрещенном содержании, а о довольно жестком сюжете или графике.
Например, «Маус» Арта Шпигельмана — единственная книга комиксов, получившая Пулитцеровскую премию. Она о холокосте во время Второй мировой войны.
Увы, у книги не самая безоблачная история — в прошлом году ее на какое-то время убрали с полок многих книжных магазинов по причине изображения стилизованной свастики на обложке — видимо, не вникнув в то, что это одно из величайших антифашистских произведений. К счастью, все недоразумения улеглись, и сейчас книгу по-прежнему можно купить.
Еще один всемирно известный комикс — «Босоногий Гэн» — об атомной бомбардировке Хиросимы и о людях, которые ее пережили. Он тоже далеко не для детей — читать этот комикс местами очень страшно.
«Ты смотришь на рисунок и постоянно открываешь в нем новые детали»
— Дома обычных книг у меня почти нет не потому, что я их не читаю, — рассказывает собеседник. — Просто их я предпочитаю хранить в электронном виде. С комиксами же другая история — их приятно взять в руки, пролистать, внимательно и не спеша рассмотреть картинки.
Юрий рассказал, что первые комиксы у него появились в детстве — истории про Микки-Мауса и Дональда Дака, но тогда это еще не было увлечением, да и достать их было непросто. А серьезным хобби, которое вылилось в коллекцию, комиксы стали где-то лет 5 назад.
— Это не какое-то линейное чтение. Ты смотришь на рисунок и постоянно открываешь в нем новые детали. Поэтому один и тот же комикс каждый раз воспринимается немного по-новому. В них зачастую очень много отсылок к другим произведениям — в том числе классической литературе, мифологии. Плотность, насыщенность информации на страницу комикса бывает просто фантастической — намного большей, чем в обычном, текстовом романе. Мне приятнее и удобнее смотреть графическое изложение того или иного рассказа, - говорит коллекционер.
В каком-то смысле комиксы можно сравнить с картинами в галерее, уверен Юрий. Можно пробежать по экспозиции, мельком просмотрев сюжет, а можно затянуть этот процесс надолго, получив удовольствие от детального просмотра произведений.
— Мне кажется, комиксы лучше обычных книг развивают образность мышления. Да и вообще, людям гораздо больше нравится, когда много картинок и мало текста, чем наоборот. Например, в деловой переписке письма больше двух строчек никто не читает, - говорит коллекционер.
Цены не кусаются
Может показаться, что из-за своей «экзотической» для Беларуси природы комиксы — очень дорогое удовольствие. Однако это не так.
— Комиксы в мягкой обложке в среднем стоят у нас 120−150 тысяч, в твердом переплете — 150−300, т.е. примерно столько же, сколько обычные книги. Журналы еще дешевле (15−40 тысяч за выпуск). Правда, в некоторых случаях цена может вырасти — если книга большого формата или объема или обладает уникальными особенностями: например, 3D-комикс в комплекте с особыми очками, - рассказал Юрий.
Самый дорогой комикс в его коллекции — «Малыш Немо», который стоил около 100 долларов.
С приобретением графических романов в Беларуси также особых проблем возникнуть не должно. Во всяком случае у минчан — к их услугам единственный пока в Беларуси комикс-шоп, находящийся в торговом центре «Силуэт». В обычных книжных магазинах у нас комиксы купить проблематично, а вот на ярмарках — пожалуйста.
Кроме того, можно заказать доставку через российские интернет-магазины. Впрочем, из-за дорогостоящей международной почтовой доставки покупать в Беларуси все же дешевле.
Это другая культура, но не чуждая нам
Белорусские почитатели комиксов объединены не только любовью к графическим романам. Еще они периодически собираются на конвентах, на фестивалях комиксов и гик-культуры — например, Unicon, - рассказывает Юрий. — Кроме того, мы с другими любителями комиксов последнюю пару лет ездили в Россию на Comicon, а еще периодические встречи проводит наш минский комикс-шоп — мы смотрим какие-то фильмы, рубимся в Mortal Combat и другие игры, общаемся.
Кто-то считает комиксы детской забавой, кто-то — развлечением для гиков. Однако хорошие комиксы, как и хорошие книги, точно не учат нас плохому.
— Мне хочется надеяться, что комиксы про супергероев, которые в последнее время у нас издаются все чаще, немного, но меняют людей, - считает Юрий. - У них появляется желание сделать что-то хорошее, каким-то образом улучшить этот мир. Пускай они не обладают супер способностями, но это не мешает им быть героями в душе.