Шансов на то, что беларусским индивидуальным предпринимателям удастся отстоять свою позицию в противостоянии с государством, крайне мало.
Многие беларусские индивидуальные предприниматели по-прежнему не выходят на работу, так как по новым правилам, на их взгляд, трудиться просто не реально. Однако в конце нынешней недели Александр Лукашенко сделал ряд заявлений, в которых дал понять, что на новые уступки ИП идти не собирается. Мол, в начале прошлого года такая уступка была сделана, указ №222 был отсрочен до 2016 года и коммерсанты могли подготовиться к нововведениям.
Напомним, с 1 января ИП согласно указу №222 должны реализовывать продукцию легпрома, ввезенную из стран Таможенного союза, только с сопроводительными документами. При этом, как заявляют ИП, российские поставщики отказываются выдавать документы о происхождении продукции. Торговля же без документов с начала года наказывается штрафами или конфискацией товара.
Смогут ли ИП вновь убедить власть в своей правоте и каким образом ситуация может быть решена – с этими и другими вопросами Служба информации «ЕвроБеларуси» обратилась к сопредседателю Республиканской конфедерации предпринимательства Виктору Маргелову.
- После заявлений Александра Лукашенко и ряда проведенных совещаний оптимизм уменьшился. Как я понимаю, с одной стороны по ряду вопросов работа будет проведена. Но исходные позиции, которые озвучиваются представителями государственной власти, свидетельствуют, что это будет очень тяжелая работа. Я бы не сказал, что есть желание и понимание необходимости решить быстро проблемы.
- То есть власть стоит на своем и отменять указ №222 не планирует?
- Это точно. По крайней мере, на сегодняшний момент такой вариант не просматривается.
- И прошлогодний вариант, когда была предпринята отсрочка указа до следующего года, также нереальна?
- Нет. Были варианты фактической приостановки указа. Например, ввести мораторий хотя бы на полгода на проверки выполнения данного указа. Это было предложение бизнес-сообщества. Для того, чтобы внести коррективы, сделать четкую инструкцию для индивидуальных предпринимателей, как им поступать. Чтобы они четко знали, за что их наказывать будут, а за что – нет. Но пока я не могу сказать, что это предложение будет услышано. Да, формируется межведомственная рабочая группа, понятна повестка дня, которую она будет обсуждать, но как-то все происходит медленно.
- А какой оптимальный выход для индивидуальных предпринимателей, которые, например, торговали товарами легкой промышленности?
- Так просто этого не скажешь. Сами понимаете. Мы сейчас оправляли письма по поводу проекта постановления Совмина, где они предлагают запретить на рынках продажу сэконд хэнда – одежды и обуви. Мы свои возражения выслали, но как на них отреагируют не знаю.
- То есть это новые сферы, в которых для ИП хотят зажать гайки?
- Да. Речь идет о том, чтобы такую торговлю на рынках просто запретить. Я не понимаю смысла таких действий: если в магазинах можно, то почему на рынках нельзя? Инициатива идет под предлогом, якобы она позволит больше произвести белорусскому легпрому и продать. Но какой ценой? В «сэконд хэнде» ботинки по 10 тысяч рублей продаются, а будут белорусские по 500 тысяч продаваться. Что выиграют люди?
- Получается, на подобных запретительных инициативах государство может не остановиться. Но зачем ему это нужно? В чем выигрыш?
- Выигрыш никто не собирается считать. Сели бы и посчитали предельные размеры крупных торговых сетей в нашей стране – сколько можно их в нашей стране иметь и при каком количестве они начнут наносить вред. Определили бы пользу магазинов шаговой доступности, которые сейчас сотнями закрываются. Мы ведь сейчас увлечены проблемой ИП, потому что она сейчас обострилась. А эта проблема не единственная. И ситуация с ИП выгодна тем, кто остается на рынке в выигрыше. Смотрите сами, кому она наиболее выгодна.