Процесс по скандальному делу профессоров Белорусского национального технического университета начался вчера в Минском городском суде.
Их обвиняют в превышении полномочий и присвоении денежных средств, пишет «Наша нiва».
Сначала в деле фигурировали трое профессоров из кафедры «Машины и технология литейного производства» механико- технологического факультета БНТУ. А полгода тому назад в подозреваемые записали и жену одного из них. Но профессор Давид Кукуй погиб в автомобильной аварии. Поэтому у суда остались только трое обвиняемых. Это 74-летний Владимир Соболев, который, кстати, после несчастного случая (он загорелся на собственной кухне) имеет большие проблемы со зрением и слухом. В декабре 2015 года он получил инвалидность 2 группы и оставил должность профессора.
Также в деле обвиняются 57-летний Александр Чичко, который продолжает работать в БНТУ на должности профессора, и его жена, 56-летняя Ольга, доцент республиканского института высоких технологий БНТУ.
Свою вину не признает никто из фигурантов дела.
Интересно, что и супруги Чичко решили отказаться от адвокатов.
«Во-первых, я узнал, сколько стоят услуги квалифицированного специалиста. Это дорого, более 6 миллионов за заседание. А у меня месячный заработок 6 миллионов, — говорит Александр Чичко. — Во-вторых, наше дело очень специфическое, это узкая специализированная отрасль, в которой адвокат просто не будет иметь опыта. А в-третьих, в этом деле адвокат может оказать отрицательное влияние, например, если будет сотрудничать со следователями».
Чичко подали ходатайство о прекращении уголовного дела. Они утверждают, что были просто исполнителями работ, причем выполняли их в нерабочее время. А криминала в их действиях не было.
«А нам хотят приписать злоупотребление полномочиями. Как ими можно злоупотреблять, если никаких полномочий мы не имели?» — возмущаются ученые.
«Я подам целый том жалоб. Ведь то, что здесь написано — только малое количество того, что делали в отношении нас. Малая часть незаконности», — говорит Александр Чичко.
В общем, в поведении Александра Чичко можно заметить волнение, но в целом он держится спокойно, даже, можно сказать, уверенно.
«Деньги мы отработали как надо. Причем деньги за три года составляют не такую большую сумму, примерно по 2 миллиона в месяц на 2—3 человека. Тем более, они [следователи] цифры не умеют складывать: там на 10 миллионов завысили, там на 100… А вообще, там столько ошибок… Я их представлю позже, они удивятся! — поделился своим мнением Александр Чичко. — Когда меня будут допрашивать, я буду давать полные ответы, чтобы они разобрались. Прокурор - нормальный человек, просто его подставили, ему подбросили это дело. Просто следователям надо оправдать как-то 2,5 года своей работы».
И он, и Соболев неоднократно отмечали, что в деле якобы присутствуют арифметические ошибки с цифрами. Ученые уверены, что это делается, чтобы «подогнать» их дело под тяжкое преступление.
Ходатайство Чичко о прекращении уголовного дела суд отклонил.
Напомним, что «дело профессоров» началось в 2013 году. Ученых обвинили в краже 200 миллионов бюджетных средств (около 65 тысяч долларов на 2010 год). Утверждалось, что трое профессоров создали преступную группу специально для этого.
В 2007 году профессорский состав кафедры, ознакомившись с тем, что нужно белорусским металлургам, взялся разработать три программных комплекса для них.
Отраслевая комиссия в составе более десяти человек рассмотрела эти заявки и одобрила их. После этого профессора и получили то финансирование из бюджета. В 2010 году работы были завершены. Комиссия опять же их приняла, не высказав замечаний. Но в 2011 году появилось заключение других специалистов, что выполненная профессорами работа на самом деле не имеет никакой ценности и что в ней использованы старые, уже оплаченные ранее наработки.
Интересно, что как раз в 2011 году Александр Лукашенко и Комитет государственного контроля подняли вопрос о липовых научных работах. Мол, государство выделяет огромные средства на белорусскую науку, а она выдает продукт, который не имеет практической ценности.
И в 2011 году КГК начал активно заниматься профессорами. Создается специальная комиссия, она подтверждает, что разработки старые. Профессора считают, что в комиссию вошли люди, которые находятся с ними в неприязненных отношениях.
В БНТУ поступает указание возместить нанесенный государству ущерб. Ректор требует эти деньги с профессоров. Выполняя указание ректора, профессора почти полностью компенсируют так называемый ущерб и попадают в юридическую ловушку: раз покрыли, значит, признали факт.
Сегодня профессоров обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями, что привело к ущербу в крупном размере. Им грозит до 10 лет заключения с конфискацией имущества.