Беларусь начала год с резкой девальвации национальной валюты. Прошлый год закончила с упавшим ВВП, двузначным показателем инфляции и сократившимися ЗВР. Пока власти говорят о мифическом мировом кризисе, он, кажется, надогло поселился лишь в нескольких странах мира, две из которых - повязанные по рукам и ногам Беларусь и Россия.
Кредит мы все еще ждем, но дадут ли?
Не будем забывать, что Беларусь в этом году намерена получить два кредита: один от России, второй от МВФ. Что касается второго, то пока Фонд не дал ответа касательно того, насколько высока вероятность выделения Беларуси денег. Однако белорусские власти уверены, что новая программа стартует уже в январе-феврале. Во всяком случае, так рапортовал президенту неделю назад заместитель премьера Василий Матюшевский. Он сообщил, что белорусская сторона «надеется войти в программу с фондом в январе-начале февраля». При этом Беларусь хочет получить расширенное финансирование и уже подготовила свое видение этого процесса, в котором учла пожелание МВФ по тарифам ЖКХ.
Таким образом, Беларусь отказалась от реформ, которые также требовал фонд, отказалась страна и от повышени пенсионного возраста, хотя общество и представители власти успели громко этот вопрос обсудить. Есть еще вопросы приватизации и многие другие, в числе которых - отказ от накачивания деньгами убыточных госпредприятий, о чем МВФ неоднократно предупреждал Беларусь. Этот вопрос, кстати, был поднят недавно министром экономики Владимиром Зиновским, который пообещал: поддержка будет касаться высокорентабельных предприятий, а абсолютно убыточные ее могут не ждать. Такие предприятия будут реструктуризированы, заявил министр. Таким образом, власти снизошли до обсуждения вопросов, которые ранее даже не поднимались. Возможно, чиновники полагают, что обсуждения пенсионного возраста и господдержки предприятий вполне достаточно для того, чтобы МВФ принял положительное решение по кредитованию.
Еще один источник кредитования для Беларуси - Россия. Сегодня соседнее государство переживает непростые времена. Отсутсвие реформ, поддержка боевых действий сразу в двух странах мира, упавшие до минимальных цены на нефть сыграли с углеводородным гигантом злую шутку. Российский рубль стремительно обесценивается, власти намереваются пересматривать бюджет и уже не скрывают, что страну ждут сложные времена. На этом фоне вполне логичным выглядит вчерашнее заявление заместителя министра финансов России Сергея Сторчака: РФ берет паузу в выдаче новых кредитов, сообщили все российские СМИ. Причина тому - бюджетные ограничения.
"На сегодняшний день, я считаю, что шансов у правительства принять решение по предоставлению новых кредитов очень мало. Бюджет напряженный, более чем напряженный. Я думаю, что мы объективно находимся в ситуации, когда вынуждены будем взять паузу с точки зрения принятия обязательств по новым кредитам", — сказал Сторчак. При этом он подчеркнул, что по всем взятым на себя ранее обязательствам Россия кредиты даст.
«Мы достаточно много в прошлом году кредитных соглашений подписали. Крупные обязательства приняли на себя. А не выполнить обязательства по предоставленным кредитам это еще позорнее, чем не выполнить обязательства по кредитам, которые привлекли. Большего стыда для любого кредитора нет», — сказал он.
Как бы там ни было, но Беларусь рискует остаться без российского кредита. Во-первых, наша страна не очень обременяет себя выполнением требований, под которые выдаются кредиты от России. Приватизация так и не была проведена в том формате, в котором хотел ЕАБР, выдавая нам кредит от Антикризисного фонда (он также требовал наращивания ЗВР, увеличения тарифов на транспорт и ЖКХ, сокращения гокредитования предприятий). В итоге Беларусь не сумела полностью получить трехмиллиардный кредит, но сегодня хочет получить еще три миллиарда от того же кредитора. Во-вторых, РФ сегодня не имеет никакой особенной политической мотивации давать Беларуси кредит, а опыт последних лет показывает, что кредиты Россия любит давать не просто так, а в обмен на разного рода волевые решения со стороны Беларуси. Одно из последних решений такого рода - авиабаза, которая так и не появилась в нашей стране, и вокруг которой разгорелся нешуточный скандал. Не станет ли она предметом очередного торга между Россией и Беларусью? И в-третьих, у России действительно все сложно, и прошли те времена, когда она могла раздавать миллиарды налево и направо. Таким образом, получение кредита от страны-соседа выглядит довольно призрачным.
Эксперты: кредит мы можем не получить
Эксперты полагают, что Россия вполне может оставить Беларусь без кредита по целому ряду причин. Как отмечает экономист Леонид Злотников, помощь от России стала поступать в Беларусь все реже.
«То, что Россия может отказать Беларуси в кредите, - это очевидный факт. Ведь в последнее время Россия и так притормаживает свою помощь. Если 2014 год был обильным на российские кредиты, то 2015-й – скудным. Последние год-полтора российские кредиты притормозили, и это связано не только с экономическим положением самой России, но и с невыполнением Беларусью своих обещаний, можно вспомнить хотя бы приватизацию МЗКТ (напомним, Беларусь намеревалась продать Минский завод колесных тягачей российскому инвестору, но в последний момент продажу отменил лично Лукашенко - БДГ). В результате – снижается уровень жизни белорусов, он за последний год упал на 16 процентов, а теперь может снизиться еще на 15%. Раньше, когда была помощь извне, это снижение можно было остановить, теперь это не получится. Кредитов не будет – произойдет снижение реальных доходов населения, а это произойдет, потому что никаких экономических и политических реформ не ожидается. Сегодняшняя Беларусь – нежизнеспособна», - отмечает эксперт.
Эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко полагает, что на российских кредитах свет клином не сошелся, а вот сам факт жизни страны в кредит - печален, и это пора менять.
«Надо всегда держать в памяти, что кредитные программы России и Беларуси чаще всего политически мотивированы. Следовательно, если Беларусь сможет предложить России что-то, от чего "старший брат" не сможет отказаться, тогда деньги в российском бюджете найдутся. Ведь 1- 1,5 млрд долл. США не столь большая сумма для страны, у которой пока еще многомиллиардные запасы. Однако, с учетом сказанного Сторчаком, предложение со стороны Беларуси должно быть весомее, чем раньше. Что касается того, какие последствия будут, если Беларуси не предоставят средств, то не стоит забывать, что Россия - не единственный источник их поступления. Валютные облигации внутри страны, евробонды, кредиты от других международных организаций, помощь со стороны дружественных стран - это неполный список. Конечно, по каждому направлению поступления средств есть свои сложности, но хотелось бы зафиксировать мысль, что не только российский бюджет может поддержать нашу страну. В любому случае, стоит отметить кое-что иное: Беларуси сейчас необходимы не дополнительные валютные вливания, а выработка экономической политики, которая обеспечила бы рост экономики страны в средне- и долгосрочной перспективах. Кредиты или иная финансовая помощь - это источник временной эйфории».