Современную российскую политику все реже можно назвать адекватной.
Растет подозрение, что глава государства Владимир Путин и его сподвижники живут в виртуальной реальности, которая имеет мало общего с нашей действительностью. Канцлер Германии Ангела Меркель еще в начале марта 2014-ого года во время телефонного разговора с президентом США Бараком Обамой высказала мнение, что Путин потерял чувство реальности. Кажется, что это положение только ухудшилось.
Существует немало признаков, указывающих на неадекватную реакцию российской политической верхушки на мировые события. В этой статье попытаемся описать эти признаки.
Смерть политики
Одной из наиболее очевидных проблем теперешней политической жизни России является исчезновение политики. Ее место заняла имитация политики. Вертикаль власти в итоге потеряла какую-либо подвижность, посему правящий режим России каждый день демонстрирует скуку навевающий политический спектакль.
Это прекрасно показывает и недавно прошедшая пресс-конференция российского президента. Владимир Путин несколько часов отвечал на вопросы журналистов. По сути он не ответил ни на один более острый вопрос, ограничившись абстрактными размышлениями без какой-либо логической связи.
Автор российского портала ej.ru Андрей Колесников считает, что пресс-конференция показала, что российский лидер даже не готовился к ней. По его мнению, это демонстрирует, насколько Путин по сути далек от решения реальных проблем и реальной политики.
Кроме того, во время конференции российский президент успел не раз солгать. Ложные изречения Путина были разоблачены журналистами портала meduza.io, которые отметили целых шесть случаев, когда его ответы расходились с правдой.
Например, когда речь зашла о новом налоге на транспорт, которым особенно недовольны водители дальних рейсов, российский президент заявил, что владельцы легковых и грузовых транспортных средств платят одинаковый налог на транспорт (что не является правдой). Кроме того, Путин не был совсем прав, говоря о возможности москвичей бесплатно пользоваться платными стоянками около их домов, и так далее.
Наверняка самым интересным заявлением Путина было то, что Россия не знала о том, что Турция была против бомбардировки позиций сирийских туркменов (туркоманов). По этой причине турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган обвинил российского лидера во лжи, заявив, что Владимир Путин был лично уведомлен о позиции Анкары.
Можно утверждать, что политическая скука была развеяна только один раз во время пресс-конференции, когда Путин заявил о роли России на востоке Украины. По его словам, Россия никогда не отрицала, что в Донбассе действуют ее граждане, которые занимаются, в том числе и «решением военных вопросов». Позже пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков был вынужден уточнить слова своего лидера. По словам Пескова, российский президент имел в виду «добровольцев», а не каких-либо советников или солдатов российской регулярной армии.
Стоит заметить, что это не первый случай, когда Владимир Путин проговорился об Украине. В ранее вышедшем пропагандистском фильме о «возвращении» Крыма он признал, что в захвате полуострова участвовали и российские военные службы.
Ошибочные решения
Жизнь в «виртуальной реальности» приносит немало проблем России. В первую очередь они связаны с принятием решений. Как известно, для эффективного принятия решений необходимо анализировать информацию и факты. Когда информация и факты приходят не из реального мира, а из виртуальной реальности, сами решения становятся нереальными.
Можно только догадываться о том, где возникла системная ошибка, формирующая теперешнюю российскую «политику». Возможно имеется связь с теперешним авторитарным режимом России. В подобной системе не остается места альтернативным точкам зрения и объективности. Система диктует свои правила. Информация сортируется на «правильную» и «неправильную», или на ту, которую власть желает и не желает слышать. Кажется, что Кремль достиг такой стадии, когда верхушку власти достигает исключительно «правильная» информация.
Александр Сытин, бывший эксперт главного аналитического центра России — Российского института стратегических исследований (РИСИ), в своей статье описывает то, каким образом Кремль принимает решения по поводу Украины. Он указывает на то, что российские власти опирались на мнение экспертов, которое само по себе было ошибочно, потому что российские эксперты, к которым за мнением обращается Кремль, уже давно твердят только то, что угодно властям. Они поддерживают стереотипы, которыми живет Кремль. Например, они убеждали власти, что жители восточной Украины мечтают объединиться с Россией. Это подвинуло Кремль на авантюру в Донбассе, но восточная Украина оказалась не настолько про-российской, как Кремль на то надеялся.
Таким же образом Кремль был убежден, что Запад слаб, ленив и оперирует только категориямиреальной политики (realpolitik). Это убеждение было усугублено первичной реакцией ЕС и США на захват Крыма и последующие действия на Востоке Украины. Реакция действительно была вялой, но позже стало ясно, что нельзя игнорировать экономическое давление, которое Запад избрало как основной метод. Все же Кремль и дальше верил, что Запад не в состоянии выйти за рамкиреальной политики, и пытался обменять Украину на свое участие в решении сирийского конфликта. Каков результат? 1) Запад отказался от неумелой российской «помощи» в Сирии (хотя Франция после террористических актов в Париже и пыталась убедить других членов западной коалиции принять Россию в свои ряды); 2) Запад видит четкую разницу между сирийским и украинским вопросом, т. е. речи не идет ни о каком геополитическом обмене. Поэтому очевидно, что и здесь кремлевские решения далеки от реальности.
Выводы
Нет никаких признаков, что Кремль может вновь овладеть адекватным восприятием реальности. Это попростуневозможно при теперешней системе. Поэтому в ближайшем будущем мы возможно дождемся еще не одного решения, идущего вопреки реальности и простейшей логике. Эти решения в первую очередь пагубны самой России, но их последствия могут затронуть ближайших соседей России, да и не только их.
Положение довольно серьезное, потому что теперешнее российское правительство, поверившее, что «вокруг одни враги», и убедившее в этом большинство населения, напоминает черепаху, прячущуюся в панцире в целях защиты, но эта абстрактная черепаха может быть очень быстрой и агрессивной.
Последствия жизни в «виртуальной реальности» и ошибочных решений вызывает угрозу теперешним российским властям. Не смотря на это, режим избрал стратегию, суть которой — винить во всем воображаемых врагов (Запад) и готовиться силой удержать власть в своих руках (Совсем недавно Дума подтвердила изменения закона, которые во время массовых беспорядковпозволяют служащим ФСБ стрелять в толпу, даже если среди людей есть женщины, несовершеннолетние и инвалиды.) Вот какова»объективная кремлевская реальность», следуя которой Кремль наводит порядок в стране и от которой даже самой России некуда бежать. Вот в чем основная трагедия современной России.
Виктор Денисенко, «ИноСМИ»