Власти Ирана причастны к «подстрекательствам к мятежам, нестабильности и хаосу» на Ближнем Востоке. С таким утверждением со ссылкой на высокопоставленный источник в МИД Саудовской Аравии выступило официальное информационное агентство королевства Saudi Press Agency (SPA).
«Начиная с революции 1979 года, за Ираном закрепилась слава страны, которая распространяет подстрекательства к мятежам, нестабильности и хаосу в регионе», — заявил источник.
В частности, собеседник агентства обвинил Тегеран в «экспорте революций», «вербовке боевиков» в Ираке, Ливане, Сирии и Йемене «под предлогом поддержки угнетенных народов», а также в организации серии терактов и политических убийств. В качестве доказательства своей позиции источник в МИД привел список из 58 пунктов, в которых перечисляются «преступные деяния» Исламской республики.
Источник также заявил, что Саудовская Аравия за последние десятилетия стала страной, которая противостоит «агрессивной политике» Тегерана.
Глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, в свою очередь, в статье, опубликованной в The New York Times, заявил, что мир ждет от Ирана превращения из «проповедующего революции государства-изгоя» в «уважаемого члена мирового сообщества». Для этого он призвал Тегеран «серьезно изменить» свою политику. При этом он обвинил Исламскую республику в поддержке сирийского лидера Башара Асада и желании насадить свою гегемонию на Ближнем Востоке.
«Саудовская Аравия не позволит Ирану подорвать нашу безопасность или безопасность наших союзников. Мы пресечем любые попытки сделать это», — заверил аль-Джубейр.
Конфликт между Тегераном и Эр-Риядом обострился в начале января после казни в Саудовской Аравии шиитского проповедника Нимра аль-Нимра и еще 46 человек. Проповеднику вменялись в вину призывы к беспорядкам, «разжигание розни и расшатывание национального единства». Казнь шейха ан-Нимра вызвала возмущение шиитов во всем регионе.
На волне недовольства иранцев были разгромлены саудовское посольство в Тегеране, а также консульство этой страны в Мешхеде. Протесты также прокатились по Ираку, Бахрейну, а также в местах компактного проживания шиитов в самой Саудовской Аравии.
Хотя ни один саудовский дипломат во время погрома не пострадал, Эр-Рияд разорвал отношения с Тегераном. Вскоре примеру саудовцев последовали Бахрейн, Судан и Кувейт, а ОАЭ, хотя и не разорвали отношения, но понизили их статус. Эксперты полагают, что череда демаршей может быть продолжена, поскольку саудиты оказывают давление на всех своих младших партнеров, требуя от них поддержки в дипломатическом противостоянии с Тегераном.