Борьба белорусских властей с коррупцией - только видимость.
С 24 января заработает новый закон «О борьбе с коррупцией». Кроме всего прочего, теперь белорусские государственные служащие должны будут предоставлять в декларациях более полные сведения об имуществе. Правда, закон не предусматривает публикацию этих сведений в СМИ.
«Когда их доходы скрывают от общественности, то это говорит лишь об одном - власти по-прежнему придерживаются старой тактики», - полагает известный правозащитник, член Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло.
Об этом он заявил в комментарии «Радыё Рацыя»:
- На мой взгляд, реальной борьбы с коррупцией нет. Во всем мире там, где реально борются с коррупцией, вопросы имущественного характера (дома, которыми владеют чиновники, земля и машина, которые у них имеются) декларируются и каждый желающий сможет их найти в том же интернете. Потому что чиновники - это публичные люди, и народ должен знать, что они имеют. А если их доходы скрывают от общественности, то это говорит лишь об одном - власти по-прежнему придерживаются старой тактики. Вы, ребята, мол, воруйте, но перед нами держите отчет. Не перед людьми, а перед властью. А последняя уже будет выбирать, кого наказать, а на чьи проступки можно и глаза закрыть. Кстати, некоторые громкие процессы в Беларуси проходят в закрытом режиме.
- Власть боится гласности?
- Да. Хотя гласность - это один из самых главных инструментов в борьбе с коррупцией. Вот этот имущественный разрыв между высокими чиновниками и простыми людьми - он просто огромен. Одним дают специальные бонусы, льготы, другим - ничего. И именно госчиновники в своем большинстве воруют. Они позволяют себе строить шикарные дома, иметь несколько автомобилей и так далее. И все это тихо-тихо. За какие средства построили? Нет подробной информации для общества. В той же Эстонии, например, в интернете я могу даже увидеть, где расположен дом того или иного чиновника. Узнать, сколько у него машин, квартир, их метраж и рыночную цену. Чиновники - это те, кого, по сути, люди наняли на работу. Как и руководителя страны. Они содержатся за счет налогов, которые платят белорусы в бюджет. Так почему налогоплательщик не вправе знать о том, как эти люди распоряжаются бюджетными средствами? А у нас, оказывается, не имеет права. Поэтому все эта борьба с коррупцией - только видимость. Я не скажу, что она совсем не ведется, но непрозрачная борьба ничего путного не даст. Это как борьба с ветряными мельницами.