Солигорчан обманули, обеспечив за их счет явку на «выборах», а потом начали закручивать гайки.
22 декабря 2015 года во время своего выступления на отчетно-выборной конференции Независимого профсоюза горняков ОАО «Беларуськалий» руководителем предприятия Иваном Головатым было объявлено об уже утвержденном решении, суть которого заключается в следующем: продление контрактов с работниками, нарушившими общественную дисциплину, осуществлять после согласования с генеральным директором. Следует сказать, что к такому решению администрация ОАО «Беларуськалий» шла давно. Еще в апреле 2015 года было заявлено, что работников «Беларуськалия», задержанных за рулем в состоянии опьянения, будут увольнять. Речь тогда шла о внесении пункта в последующие трудовые договоры, заключаемые с работниками, по которому работник, который попался в состоянии алкогольного опьянения за рулем транспортного средства в нерабочее время, будет уволен с предприятия. Все закончилось принятием более радикального решения.
В данном случае речь идет не о нарушении трудовой дисциплины, а о нарушении общественной, т. е. о дисциплине, которую любой работник ОАО «Беларуськалия» может нарушить в свободное от работы время – в свое личное время. К таковым нарушениям можно отнести административные правонарушения, начиная с неправильного перехода улицы и заканчивая появлением в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Теперь личная жизнь работников «Беларуськалия» самым прямым образом соприкасается с их трудовой деятельностью на промышленном гиганте страны, а генеральный директор является для них всеми ветвями властных органов в стране. Оглашение данного решения вызвало в зале бурю негодования, но уже спустя неделю работников объединения повально начали ознакомлять под роспись с данным протоколом и распоряжением.
Примечателен и тот факт, что протокол № 39 производственного совещания ОАО «Беларуськалий» при генеральном директоре был утвержден 9 октября 2015 года – за два дня до проведения «президентских выборов» в стране, но решение было озвучено только 22 декабря 2015 года. С чем же это связано? А связано это было с этими самыми «выборами», поскольку, такие непопулярные решения не озвучивают во время предвыборных кампаний.
На тот момент времени стояла задача обеспечить явку, а значит, не портить настроение электорату. Явку обеспечили. Свидетельством способа обеспечения явки является видео выступления знаменитого на всю страну и одиозного руководителя первого рудоуправления Горбачева, которое состоялось на собрании с инженерно-техническими работниками.
Прокурор Солигорского района тогда не нашел в этом видео оснований для возбуждения уголовного дела – провел с Горбачевым «разъяснительную» беседу.
В этом же выступлении директор 1 РУ косвенно затронул тему нарушения общественной дисциплины работниками ОАО «Беларуськалий», давая понять, что к таковым на 1 РУ уже (без приказа Головатого) будут применяться санкции.
На какие такие нормативно-правовые документы ссылался «товарищ» Горбачев неизвестно. Однако понятно, что данного вида решения противоречат следующему: ст. 23, ст.28, ст.53 Конституции Республики Беларусь, п. 5.8 персональных трудовых контрактов работников ОАО «Беларуськалий» и ст. 11 ТК РБ а также некоторым пунктам вновь перезаключенного в прошлом году коллективного договора. Видно, на эти нормативно-правовые документы, а в особенности на Конституцию, руководству ОАО «Беларуськалий» давно наплевать.
Хотелось бы отметить, что прецедент данному решению администрации ОАО «Беларуськалий» был уже создан Горбачевым А.С. еще в январе 2014 года решением оперативного совещания при директоре 1 РУ.
Впервые данная проблема была затронута несколько месяцев назад. На тот момент времени я обратился за помощью в Белорусский Хельсинский Комитет (БХК), указав, что руководство 1-го рудника «Беларуськалия» создало прецедент лишения на неопределенный срок любого работника за любого рода правонарушение возможности карьерного роста, что в свою очередь является не только нарушением трудового законодательства, но и Конституции Беларуси.
БХК в связи с этим заявлением обратился в прокуратуру Минской области. Та спустила обращение для рассмотрения в прокуратуру Солигорского района. Оттуда был получен официальный ответ: «Каких-либо нарушений действующего законодательства... не усматривается».
Тогда меня никто не поддержал. Руководителями НПГ было заявлено о том, что к ним за помощью никто из данного списка не обращался, а значит, и повода для каких-либо обращений в какие-либо государственные органы Беларуси нет. Но я боролся с прецедентом. Так оно и получилось – метастазы от данной «раковой опухоли» распространились на все предприятие в целом. В связи с тем, что это оказалось никому не нужным и я не нашел откровенной поддержки у коллег, я не стал обращаться в суд.
Ни для кого не является секретом, что проблема алкоголизации населения в стране действительно существует – проблема приобретает невиданные до настоящего времени масштабы. Солигорск в этом плане не является исключением. Пьют практически все, но по-разному. Пьют с соблюдением культуры пития и без. Пьют от безысходности, пьют для удовольствия, пьют с поводом и без, пьют, чтобы забыться, пьют от чувства неизвестности и от ожидания в глубине души неминуемого экономического и политического конца. Пьют от того, что смертельно больны. Очереди в так называемые «ночники» равняют всех. В них можно увидеть и большого белкалиевкого начальника и простого рабочего этого же предприятия. Администрация ОАО «Беларуськалий» периодически ознакомляет своих работников с цифрами статистических показателей злоупотребления спиртными напитками работниками ОАО «Беларуськалия».
Что касается районного начальства, то оно только создает номинальную видимость борьбы. Не откажешься же от сверхдоходов в районный бюджет от реализации населению табачных изделий и алкогольных напитков. Периодически появляются приказы о запрете реализации спиртных напитков во время получения работниками ОАО «Беларуськалйи» заработной платы или аванса каждого 15-го и 25-го чисел каждого месяца.
На этом вся борьба собственно и заканчивается.
Что же происходит в городе в данный момент?
На сегодняшний день стало ясно, что после ознакомления с данным протоколом и распоряжением работников ОАО «Беларуськалий», городские правоохранители значительно активизировали свою деятельность.
Как в данной ситуации действуют сотрудники правоохранительных структур города, в частности Солигорского РОВД? Под раздачу попадают виновные и невиновные. Жертвой данных действий правоохранителей стал и я сам, но эта история для отдельного репортажа. Людей стали фактически выхватывать с улицы с нарушением всех процессуальных норм. Административные материалы могут быть составлены заочно - в ваше отсутствие, постановление по возбужденному административному делопроизводству также может быть вынесено заочно. Задержанного человека могут отпустить после того, как установили место работы и после того, как он прошел медицинское освидетельствование. О том, что человека привлекли к административной ответственности, он может узнать только тогда, когда на него уже пришла соответствующая информация на работу. При этом во время административного разбирательства он может нигде и не расписываться.
Исходя из той информации, которой я владею на сегодняшний день, существует несколько вариантов развития событий.
Вариант первый: сотрудники правоохранительных органов Солигорского РОВД из состава ППС могут остановить одиноко идущих граждан под предлогом предъявить документы. В процессе общения с человеком принюхиваются к потенциальному запаху алкоголя и выясняют, на каком предприятии он работает. Если запах алкоголя присутствует да к тому же человек еще и является работником ОАО «Беларуськалий», то его задерживают и доставляют в РОВД для оформления административного протокола за появление в общественном месте в состоянии опьянения. При этом человек может просидеть несколько часов до того момента пока на него не будет составлен данный административный материал. Задержание может никак не оформляется. При этом совсем не обязательно осуществлять медицинское освидетельствование. Таковые документы могут быть составлены и без соответствующей процедуры. Прецеденты уже были. Люди, с которыми я общался по данной проблеме, утверждали, что данной процедуре не подвергались. Информация о данном «правонарушении» мгновенно приходит на работу.
Вариант второй: человека могут задержать в тот момент, после того как он побывал в гостях дома у друзей или родственников, когда у подъезда дожидается такси. Фактически осуществляют выхватывание при выходе из подъезда по пути следования подъезд-такси, а затем начинается процедура, описанная в первом варианте.
Вариант третий и самый интересный: человека могут задержать при выходе из специализированных заведений, где разрешено употребление алкогольных напитков. Охранники некоторых таковых заведений уже получили от своих руководителей соответствующие инструктажи. Они отслеживают «особо перебравших» и покидающих заведение, докладывают об этом таксистам, стоящим в ожидании клиентов у данного рода заведений, а таксисты в свою очередь, не все, а только те, которые состоят в качестве агентов на оперативной связи с сотрудниками Солигорского РОВД, докладывают о местонахождении выпивших граждан сотрудникам милиции. Те в свою очередь оперативно реагируют, связываясь с патрулями патрульно-постовой службы. Докладывают также о потенциально пьяных, покидающих заведения и садящихся за руль. Такую информацию уже получают сотрудники ГАИ Солигорского РОВД. Экипажи отслеживают по городу данные автомобили. Получается следующая ситуация – клиент платит трижды. Приходя в специализированное заведение, оставляет деньги в этом заведении, принося ему доход. Когда же он покидает это заведение, то сотрудники данного заведения в лице охраны сдают человека сотрудникам милиции, которыми составляется в отношении него административный материал и выносится решение об административном взыскании в виде штрафа. Последняя плата – это отказ в продлении контракта, после того как данная информация пришла по назначению на место работы. Вот такой получается замкнутый треугольник…
В городе уже начался массовый хапун, как принято говорить в простонародье. Рабочие ОАО «Беларуськалий» начали массово обращаться в профсоюзы.
По информации из еще одного источника, который работает в «большом белом доме» - центральном офисе ОАО «Беларуськалий» - таким образом, от части, планируется осуществить сокращение работников. Не может же руководство стабильно-работающего промышленного гиганта откровенно заявить о таком процессе в государстве с «социально-ориентированной» экономикой.
А что же прокуратура, спросите вы?
Две недели назад ко мне обратился мой друг с просьбой о помощи. При выходе из ресторана «Теремъ» (очень популярное в Солигорске место) его задержали сотрудники ППС Солигорского РОВД.
Задержали после того, как он попросил их представиться. Сотрудники ППС милиции Солигорского РОВД этого очень не любят. Задержали в специально отгороженной зоне, где в летнее время стоят на улице дополнительные столики и разрешается распивать алкогольные напитки. Иными словами, задержание было осуществлено, по сути, в самом заведении. Инкриминировали ему появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Посадили в машину, спросили только, как зовут и где работает. Собственно, этого было достаточно. Работает он в ОАО «Беларуськалий». Доставили в вытрезвитель, подвергли медицинскому освидетельствованию и отпустили. При этом никаких процессуальных документов не составляли.
По данному факту нами были зарегистрированы два заявления – одно в РОВД, а второе в прокуратуре. Принимал нас сам прокурор Солигорского района Олег Авдей. Вместо того, чтобы отреагировать на факты, изложенные в заявлении, он сказал следующее: «Вы хотите, чтобы на Вас составили административный протокол». Интересно, на каком основании? Кто его будет составлять – он сам? Вместо того, чтобы отреагировать на явные нарушения процессуальных норм законодательства РБ, прокурор начал самым откровенным образом угрожать. Вот и вся реакция прокуратуры.
В городе существует еще одна, но очень большая проблема. Город отдан на растерзание военнослужащих патрульной роты войсковой части 3310. В июне 2015 года в Солигорске состоялось открытие 7 отдельной патрульной роты войсковой части 3310. В Солигорском РОВД до этого в рядах работников ППС были осуществлены сокращения, то есть часть функций милиции общественной безопасности РОВД Солигорского района были переданы военнослужащим данной войсковой части. Эти ребята при осуществлении функций охраны общественного порядка и осуществления патрулирования вообще не церемонятся.
Приведу конкретный пример. К моему отцу, юристу по образованию, подполковнику МВД на пенсии и председателю Минской областной организации ОГП Виктору Молочко, обратился знакомый – назовем его гражданин «В», поскольку люди боятся называть себя и свои имена.
Возвращаясь вечером домой, через плохо освещенную дворовую территорию, он заметил драку – несколько людей били одного. Гражданин «В» решил снять данный процесс на камеру своего личного мобильного телефона. Однако, один из избивающих повернулся в его сторону и начал требовать от гражданина «В» прекратить съемку. В этот момент гражданин «В» все понял – в темноте он разглядел кокарду на шапке у избивающего. Избивающими оказались ребята из данного полка. Их было несколько человек. Гражданин «В» прекратил съемку, но было уже поздно. Ему мгновенно закрутили руки. В этот момент ему стало плохо, т.к. у него имеются проблемы с сердцем – он потерял сознание. Очнулся в машине скорой помощи, где ему была оказана мед. помощь. Его довезли до приемного покоя и отпустили. Гражданин «В» подумал, что на этом все и закончилось. Оказалось, нет. Ребятам из данного полка необходимо было каким-то образом оправдать вызов скорой помощи и в своих рапортах они написали, что гражданин «В» матерился, его действия вызывали возмущения прохожих (имена и фамилии которых не были почему-то записаны), они вынуждены были отреагировать, и при задержании гражданин «В» потерял сознание. Что в конечном итоге случилось с тем, кого данные ребятки избивали, осталось большой загадкой. На основании данных рапортов участковым, по территориальности, был составлен административный протокол и дело было направлено в суд Солигорского района. Гражданину «В» грозил бы большой штраф и сообщение на работу. Как вы думаете, где работает гражданин «В»? И только заявления в РОВД и прокуратуру, составленные и направленные моим отцом, вынудили судью занять сторону гражданина «В». Протокол, который был составлен только лишь на основании двух рапортов военнослужащих, был отменен, а дело закрыто за недоказанностью вины.
На месте гражданина «В» сегодня может оказаться каждый солигорчанин, в том числе и самый законопослушный. Эти ребята признают только силу и власть. Они не имеют понятия о процессуальных нормах и порядке ведения административного процесса. Это простые солдаты. Все это - составные элементы давно деградировавшей правовой системы, как и всего остального в стране. Судя по всему, им мало чем помогает наглядная агитация псевдопатриотического воспитания.
О каком долге, чести и отечестве может идти речь, когда повсеместно возникают такие ситуации откровенного беспредела.
В то время, как бывшие республики СССР, такие, как Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Украина уже создали, а некоторые еще создают профессиональную национальную полицию, где нет места даже бывшим военнослужащим, где полиция действительно помогает и охраняет, у нас улицы патрулируют «солдафоны» без элементарных знаний о юриспруденции и правах человека.
Есть еще одна проблема – действующий политический режим в стране ликвидировал институт независимой адвокатуры и вырезал, словно скальпелем, как политическое, так и правовое сознание не у граждан, а у населения. Люди запуганы, люди боятся отстаивать свои права. До каких пор это продлится мне не известно, но таковы реалии.
Хотя, что тут скажешь, когда в пределах Солигорского РОВД повсеместно можно увидеть тягу не вперед, а назад к совесткому прошлому, которое собственно и затормозило развитие нашей страны в настоящее время.
О какой национальной полиции, о соблюдении каких таких процессуальных норм и прав человека может идти речь, когда перед зданием Солигорского РОВД красуется памятник палача и организатора убийств миллионов людей Феликса Дзержинского.
Однако не все молодые сотрудники Солигорского РОВД сегодня ответят на вопрос, что это за человек и чем он отличился в истории. Таков уровень их образования.
И пока здание Солигорского РОДВ переливается всеми цветами радуги, где-то в разных концах города Солигорска сотрудники так называемых «правоохранительных» органов осуществляют противоправные действия против тех, кого они должны защищать.
Напоследок хотелось бы сказать следующее.
Солигорчан обманули, обеспечили за их счет явку, а потом поставили перед фактом и закрутили гайки, но это только начало – дальше будет еще хуже. А может быть, солигорчанам нравится обманываться? В такой ситуации могу пожелать бороться за свои права: не соглашаться, не подписывать, завалить заявлениями РОВД и прокуратуру, обращаться в суд.
Что же касается героев, упомянутых и неупомянутых по фамилиям, представляющих, как правоохранительные структуры, так и руководство ОАО «Беларуськалий», то, к сожалению, их мировоззрение сформировалось именно в этот период – период, когда окончательно в стране была установлена диктатура. Они не знают, что такое гражданское общество, многопартийная политическая система, свободные выборы и независимая пресса. Им этого и не надо. Они не понимают, что общество, вправе контролировать деятельность государственных служащих посредством специализированных гражданских институтов. Они одурели от неограниченности своей власти. И это вина самого общества. Теперь солигорчане будут пожимать плоды того, что в конце девяностых белорусский народ полностью отказался от всего вышеперечисленного. Молодая поросль пришла к власти! Молодежь, которая ничего кроме диктатуры не видела. Но они же сами эту систему и добьют. Добьют своей жадностью, наглостью и беспринципностью. У их системы практически иссяк экономический ресурс. Или же система сожрет их сама, как сожрала начальника Ошмянской таможни со всеми его подчиненными, которые, желая выслужиться перед режимом, конфисковали когда-то у меня книгу Валерия Карбалевича. Они не способны ничего создать в деградирующем в экономическом, политическом и социальном плане государстве. Постсоветские режимы уже трещат по швам, а дороги на Запад пособникам режимов не будет.
Александр Молочко, ucpb.org