Обвал на финансовом рынке случается ровно через три месяца после очередной «элегантной» победы Лукашенко.
«Неизвестно, что еще будет с долларом и евро... Мы даже рассчитываем, что нам надо будет укреплять рубль, а доллар станет дешевле». Так говорил Александр Лукашенко 9 января 2009 года. Последний раз он предсказывал крах доллара в 2011 году.
И вот «черный четверг» 2016 года. 21 января за один день рубль девальвировался относительно доллара на 5,39%, достигнув цифры 21 564 рубля. Напомню, что согласно плану властей, закрепленному в официальных документах, среднегодовой курс доллара в 2016 прогнозировался на уровне 18 700 рублей. Всего с начала года белорусская валюта подешевела относительно «американца» на 16%. А прошел только 21 день 2016 года.
До недавнего времени у белорусов была одна проверенная примета относительно ситуации на финансовом рынке. Принято с беспокойством ждать Нового года. Ведь хорошо известно, что этому празднику часто сопутствует девальвация.
Сейчас появилась новая примета: обвал на финансовом рынке случается ровно через три месяца после очередной «элегантной» победы Лукашенко на «президентских выборах». Так было в 2011 году. Так случилось и сейчас.
Ну, а если эти две приметы (Новый год и три месяца после «президентской кампании») совпадают, то следует ждать большой беды.
Так и получилось. Экономика идет в разнос.
Лукашенко неоднократно говорил, что не идет на реформы, ведь граждане их не выдержат, не переживут шока. Мол, мы будем идти постепенно, медленно, совершенствуя то, что есть. Вот и получили шок без реформ, шок без терапии.
Неслучайно власти так долго отказывались вводить плавающий обменный курс. Ведь это огромный экран, на котором каждый гражданин изо дня видит состояние национальной экономики. Если обменный курс фиксированный, то реальную картину можно какое-то время скрывать. А при свободном курсе ничего не скроешь, все видно как на ладони.
В такие дни очевидна растерянность руководства страны, определенный ступор. Как и в кризис 2011 года, так и сейчас никто ничего не объясняет, не успокаивает людей. Видимо, нечего говорить, и так все понятно.
Национальная валюта - это один из базовых институтов, на котором основывается стабильность общества и государства. Теперь она падает, вместе с падением доверия к власти. Смешно, но в прошлом году руководители Нацбанка много рассуждали о политике дедолларизации, говорили о необходимости укрепить доверие к белорусскому рублю. И деноминация ради этого объявлена. Самое интересное, что на этом фоне штатные пропагандисты будут продолжать твердить о белорусской стабильности.
И надежды на то, что вдруг само все рассосется, нет. Вот министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что низкие цены на нефть могут держаться десятилетиями. При этом, по его словам, стоимость барреля нефти в ближайшее время может упасть до 15-20 долларов. Правительство России призвало население готовиться к наихудшему сценарию. Поэтому тактика белорусских властей, ориентированная на то, чтобы переждать тяжелые времена, ничего не делая, становится бессмысленной.
В Нацбанке нет возможностей как-то остановить обвал рубля, смягчить негативные последствия для белорусской экономики. Можно было бы выбросить валюту на биржу и приостановить стремительный рост доллара, но золотовалютные резервы очень малы.
Судя по всему, сейчас весь расчет производится на получение иностранных кредитов. Но они могут дать возможность рефинансировать лишь прежние долги. Никаких других проблем они не решают. Уклоняться от принятия решений становится все труднее.
Валерий Карбалевич, «Радыё Свабода»