Фильм под рабочим названием «Следы на воде», ожидаемый на экранах в конце года, снят в духе чекистских традиций.
Об этом в Wyborczej написал журналист Анджей Почобут (перевод - charter97.org).
Фильм под рабочим названием «Следы на воде» выйдет на экраны кино в конце года. Проект государственного «Беларусьфилма», который в 70 процентах финансируется из общественных денег, связан с 100-й годовщиной создания белорусского МВД.
- Действие происходит в 1947 году, на территории западной Беларуси, где милиция дерется с отделами бандитов. Внедряет мир и порядок на уничтоженной войной земле, - лаконично информирует киностудия.
«Белорусское МВД хочет этим фильмом воскресить культ НКВД», - утверждает Анджей Почобут.
Сценарий был создан на основе криминального детектива, изданного под двумя заголовками: «В чрезвычайной ситуации – уничтожить» и «Чужой среди своих» авторства отставного милиционера Николая Ильинского. Ареной событий является Поречье недалеко от рубежа с Польшей, где Советы охотятся на прежнего немецкого агента, и «сражаются» с польским подпольем.
- Я описываю реальных людей, факты и события (...). Не создашь лучшего героя для своей книжки чем из жизни, - заявил Ильинский в интервью для газеты «Союзное Вече». У Ильинского один из командиров Армии Краевой «Понуры» погибает, застреленный летом 1947 года после ссоры с другим воином АК. В реальности легендарный «Понуры», капитан Ян Пивник, прославился многими акциями, особенно атакой на тюрьму в Пинске и погиб во время борьбы с Германией на Гроденщине в июне 1944 года.
В свою очередь «Рагнер», поручик Чеслав Зайончковский, кавалер Virtuti Militari, погиб в 1944 году в бою с НКВД. Также, как и майор Матей Каленкевич - «Котвич».
- Для автора, который пишет повесть, фантазия играет ключевую роль, так использовать реальные фигуры нельзя. Нельзя передергивать реальные события, потому что возникает что-то из разряда science fiction, либо мы имеем сознательную манипуляцию, чтобы очернять, - утверждает по этому поводу историк Игорь Кузнецов, исследователь сталинских репрессий в Беларуси.
Книжка Ильинского написана в духе «ведомственной литературы» с советских времен, которая расхваливала НКВД и очерняла ее противников. Несколько цитат: «Польские буржуазные националисты по-прежнему мечтали о возвращении к власти буржуазии», «даже фашисты так не истязали как эти бандиты с АК», «бандитский мусор из бандитских групп АК».
- 20 лет правления Лукашенко - это 20 лет затирания памяти о репрессиях. Все более молодых белорусов считает, что во времена Сталина не все было так плохо. Скорее всего решено, что наступило время, когда обществу можно навязать новое виденье НКВД - как «храбрых героев, преданных родине», - считает Кузнецов.
Это не первая попытка использования белорусского кино для создание позитивного изображения силовых ведомств. В 2008-м появился «Краповый берет», расхваливающий спецназ. Сюда же можно отнести «Мы, братья», картину 2015 года, рассказывающую историю «цветной революции». Фильмы не обрели признания зрителей, и не покрыли расходов. Поэтому в «Следы на воде» задействовали известного русского режиссера Егора Кончаловского (Сына Андрея), создателя «Антикиллера» и «Побега».
«Белорусское кино десятилетиями остается в тени российского. Зазывая «звезд» – Кончаловского, «Беларусьфильм» убежден, что благодаря этому создадут киношный хит», - говорит кинокритик Максим Жбанков.
Неофициально известно, что гонорар Кончаловского - 100 тысяч долларов (в 20 раз больше, чем белорусского режиссера). Бюджет фильма остается тайной.
48-летний глава белорусского МВД генерал Игорь Шуневич славится любовью к сталинским спецслужбам. Он ввел настоящий культ НКВД, когда в 2012 году принял ведомство. В министерстве в Минске открыта доска, увековечивающая генерала Сергея Бельченко, шефа НКВД и МВД, в Белорусской Советской Социалистической Республике. В региональных комиссариатах открыты но подобные доски, увековечивающие погибших в боях с подпольем должностных лиц.
В прошлом году на военном параде по случаю победы во Второй мировой войне министр появился в мундире НКВД.
- Наши предки совершали в этих мундирах доблестные поступки и умирали, это жест моего признания их заслуг, - объяснял он журналистам. Шуневич встречался с Кончаловским и дал ему напутствия о деятельности советских служб.
Анатолий Лебедько, бывший политический узник, один из лидеров оппозиции, познакомился с Шуневичем в тюрьме КГБ. Будущий министр, а тогда офицер служб, прослушивал его.
- Ментальность у него советского человека, остатки советского мира, поэтому возносить на пьедестал НКВД для него является чем-то натуральным. Этим он мог расположить к себе Лукашенко, который вероятней всего любит фильмы с «героями-чекистами», - считает Лебедько.