Комитет государственного контроля хоть и обвинил общества по защите прав потребителей в экстремизме, но по сути описанных действий, соответствующие физические лица больше подпадают под квалификацию ст.208 Уголовного кодекса Беларуси (вымогательство). Хотя, правовую оценку весьма непростой ситуации должны все же дать правоохранительные органы.
Как заявил в ведомственном журнале "ГК" начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Сергея Козенко, в последнее время практически все многочисленные общества по защите прав потребителей переродились и в основу своей деятельности ставят не ту самую защиту пострадавших людей, а зарабатывание денег. Понятно, что сами общества не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому вокруг них были созданы многочисленные аффилированные лица, через которые и идет весь процесс. Причем, как отмечает Сергей Козенко, в данную деятельность уже вовлечены практически все белорусские общества по защите прав потребителей.
Происходит все по наработанной схеме. Активисты общественных организаций выискивают в торговых сетях какие-то недочеты в работе, а затем "выкручивают руки ретейлу" и предлагают пройти платный курс лекций в той самой коммерческой организации. По данным КГК, под грамотным нажимом соглашаются практически все, поскольку на противоположной чаше весов неприятности с Минторгом, КГК или другими контролирующими организациями, которые в последнее время с провинившимся ретейлом особо не церемонятся.
Иными словами, под угрозой сообщить о выявленных нарушениях, ретейл платит коммерческим структурам, которые аффелированы с обществами защиты прав потребителей, кругленькие суммы денег за "псевдопросветительскую" деятельность.
КГК уже обратился в правоохранительные органы, чтобы те пресекли указанную деятельность обществ по защите прав потребителей. Однако ничего пока не происходит, поскольку прямого нарушения закона со стороны обществ защиты прав потребителей в данном случае нет. А торговые сети добровольно заключают договора на прохождение различных курсов, хоть и под грамотным нажимом.
Кроме того, чтобы дать делу официальный ход, необходимы и подозреваемые (конкретные физические лица, которые организовывают подобную деятельность и получают незаконный доход – авт.) и потерпевший, то есть ретейлер, который официально заявит о том, что его угрозами вынудили платить. Ни тех, ни других пока нет.
В Комитете госконтроля отказались пояснить "Ежедневнику", о каких конкретно обществах идет речь и кто из торговых сетей пострадал от их деятельности. Мол, еще рано и фактуры недостаточно.
Между тем, представители торговых сетей подтвердили "Ежедневнику", что обозначенная КГК проблема имеет место. По их словам торговые сети фиксируют даже факты, когда активисты обществ по защите прав потребителей подбрасывают товар, чтобы потом надавить на магазин. По подсчетам ретейла, доход только одной такой аффилированной структуры от подобного рода деятельности доходит до 2,5 млрд рублей в год. Вместе же они "доят" сети не менее чем на миллион долларов ежегодно.