Как ведут себя в кризис власти Беларуси и руководство других государств.
Лукашенко все настойчивей напоминает белорусам, что наступивший год будет трудным. Похоже, власти окончательно признали, что в страну пришел кризис.
В том, что многим белорусам придется затянуть пояса, сомневаться не приходится. И власти, исходя из их последних инициатив, в этом им помогут. Но собираются ли наши руководители экономить вместе с нами?
Отказался от зарплаты. Совсем
В начале января 2009-го литовские СМИ писали о том, что президент Литвы Валдас Адамкус может отказаться от части зарплаты, последовав ряду парламентариев и министров, сделавших это ранее.
К тому моменту от части зарплаты успел отказаться президент Латвии Валдис Затлерс. Литовские и латышские чиновники объяснили, что таким образом вносят свой личный вклад в преодоление кризиса.
Напомним, белорусы в те дни отходили от шока 2 января, когда национальная валюта в один момент обесценилась на треть.
В конце 2011-го Италия заявила об увеличении пенсионного возраста и введении режима жесткой экономии. Госдолг страны достиг 120% ВВП, однако премьер-министр Италии Марио Монти отказался от услуг МВФ. Как и от своей премьерской зарплаты.
В 2012 году его примеру последовал президент Греции Каролос Папульяс, попросивший урезать ему зарплату и пенсию, чтобы поддержать страну в кризис. Вслед за ним от повышения зарплаты отказался президент Эстонии Тоомас Хендрик.
Но дальше всех пошел президент Словакии Андрей Киска, который в 2014 году полностью отказался от своей зарплаты на протяжении всего срока нахождения на посту главы государства. Он, миллиардер-филантроп, до избрания на пост №1 основал фонд поддержки онкобольных детей.
«Не покупал клюшки, коньки в эти кризисные времена»
В конце 2011 года Беларусь также попала в список стран, чьи руководители заявили о том, что экономят на себе в кризис.
— Не покупал клюшки, коньки в эти кризисные времена, костюмы только свои, очень ограничиваю себя в питании и употребляю в пищу только белорусское, потому что иностранное мне в рот не лезет. (...) Возят меня на машине, вы ее называете членовозом. Я уже и так кортеж урезал так, что встали вопросы безопасности — заявил Лукашенко журналистам.
Красивые слова об «урезанном» кортеже подпортил один факт: в том самом году летный парк Лукашенко пополнился очередным «Боингом», ранее принадлежавшим покойному президенту Туркменистана Сапармурату Ниязову. По словам Лукашенко, покупка обошлась меньше, чем в $ 100 млн.
Скромники и скромницы
К слову, руководитель Брестской области Константин Сумар в тяжелый 2011-й год также сделал себе подарок: чиновник пересел на Audi за 100 000 евро. Через год отметился руководитель Витебщины Александр Косинец, когда в прессу попало фото его служебной Аudi A8L W12 стоимостью более 200 000 долларов.
«Я не могу на эти деньги семью содержать»
Рассказав о клюшках и кортеже, Лукашенко разоткровенничался о зарплатах:
— Про свою зарплату я не буду говорить. А куда сокращать зарплаты правительству? Они разбегутся, не с кем будет работать.
По его словам, зарплата премьер-министра до кризиса была эквивалентной 3,5 тыс. долларов.
— Эта зарплата и сейчас осталась такой же — в белорусских рублях, конечно, ну еще плюс 15%, на которые мы всем прибавили. Но ко мне уже некоторые обращаются, говорят: я не могу на эти деньги семью содержать.
Допустил девальвацию? Получи коттедж в элитном поселке
В 2011-м кризис не закончился. Отказался ли кто-то из высшего руководства от своих зарплат в последующие годы? Не смешите наши Дрозды.
Кстати, о Дроздах. Именно там в последние годы, омраченные кризисом, стала массово селиться высшая правящая элита и приближенные к власти.
В прилегающей к Дроздам Веснинке чиновники без аукционов получают землю, на которой участки стоят сотни тысяч долларов.
Показательный момент: бывший глава Нацбанка Петр Прокопович, в бытность которого произошло побившее мировые рекорды обесценивание белорусского рубля, умудрился стать обладателем сразу двух домов в Дроздах.
Здесь же строится министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, советующая белорусам «покрутиться», чтобы достойно заработать.
Только, как показывает практика, последнее удается избранному меньшинству.
Кирилл Иванов, «Салідарнасць»